Решение по жалобе Каримова А.Э.на постановление Управления ФСгосударственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о назначении административного наказания



РЕШЕНИЕ

30 января 2012г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Залесный С.А., рассмотрев жалобу Каримова А.Э. на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о назначении административного наказания № 273 от 29 сентября 2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Каримов А.Э. обратился в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о назначении административного наказания № 273 от 29 сентября 2011г., которым он как должностное лицо - <данные изъяты> ООО «СК Стелс» подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 руб. по ст. 7.1 КоАП РФ. Просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого постановления.

В обоснование жалобы указывая, что выполняя работы в соответствии с проектом, руководствуясь принципом разумности и добросовестности, ООО «СК Стелс» возглавляемое им, исполняло свои обязательства в соответствии с условиями договора подряда для государственных нужд. Таким образом, считает, что действия ООО «СК Стелс» нельзя рассматривать как самовольное занятие земельного участка. Полагает, что специалистами не представлены доказательства состава административного правонарушения, в том числе не доказана его вина, поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, просит восстановить пропущенный срок обжалования вышеуказанного постановления, в связи с ошибочным обжалованием его в Арбитражном суде Краснодарского края.

В судебном заседании представитель Каримова А.Э. доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) полагал, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Обсудив доводы ходатайства о пропуске срока, суд признает причины пропуска процессуального срока уважительными и находит возможным восстановить его.

Выслушав представителя заявителя, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю), исследовав материалы дела, считаю, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ одновременно с привлечением к административной ответственности ООО «СК Стелс» (постановлением от 29.09.2011 по делу № 272) было вынесено постановление о назначении административного наказания от 29.09.2011 № 273 в отношении должностного лица – <данные изъяты> ООО «СК Стелс» - Каримова А.Э., в связи с ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей по руководству текущей деятельностью общества, повлекшим за собой факт нарушения требований действующего земельного законодательства юридическим лицом.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно материалам дела об административном правонарушении в Управление Росреестра по Краснодарскому краю поступило требование прокуратуры Карасунского административного округа от 19.08.2011 о проведении проверки доводов Савицкого А.Г. по вопросу нарушения требований земельного законодательства МОУ СОШ и Краснодарской краевой школы высшего спортивного мастерства (по батуту).

Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, является основанием для проведения внеплановой проверки.

В целях исполнения требования прокуратуры, с учетом изученной информации о лице, использующем соответствующий земельный участок, было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства ООО «СК Стелс».

По результатам проведенной проверки было выявлено длящееся нарушение ООО «СК Стелс» требований действующего земельного законодательства, выразившееся в использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов земельного участка площадью 503 кв.м., для осуществления строительных работ (путем установки технического забора, взрытия котлована), расположенного по адресу: <адрес>, МОУ СОШ .

Так, ходе проверки было установлено, что земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования юридическому лицу - ГБОУДОД «СДЮШОР №1 им. Г.К. Казаджиева» (государственный акт на право пользования землей от 19.09.1995 серии КК-2 ). Площадь данного земельного участка, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений спортивной школы, составляет 1330 кв.м.

На территории указанного земельного участка ООО «СК Стелс» осуществляет реконструкцию спортивного корпуса (разрешение на строительство от 30.08.2010), вырыт котлован. При проведении работ по реконструкции ООО «СК Стелс» самостоятельно установило технический забор. В ходе выноса в натуру поворотных точек рассматриваемого земельного участка в натуру было установлено, что ООО «СК Стелс» при установке данного забора заняло часть земельного участка МОУ СОШ , площадью 503 кв.м. Согласованная в установленном порядке документация для установки забора на территории МОУ СОШ , отсутствует.

В ходе проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении ООО «СК Стелс» не представлены правоустанавливающие документы на дополнительно используемый земельный участок площадью 503 кв.м., подтверждающие волю собственника, или лица, им уполномоченного, на распоряжение земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, посредством предоставления ООО «СК Стелс» определенного права (разрешения) на использование рассматриваемого земельного участка.

Проект производства работ от 2011г. и письмо департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 25.07.2011г. не являются документами, устанавливающими в соответствии с требованиями земельного, гражданского и градостроительного законодательства право ООО «СК Стелс» на использование земельного участка площадью 503 кв.м., так как не содержат выраженной в установленном порядке воли собственника, или лица, им уполномоченного, на распоряжение земельным участком посредством предоставления ООО «СК Стелс» права (разрешения) на его использование, по следующим основаниям.

Действующее законодательство предусматривает установленный и строго регламентированный порядок возникновения прав граждан на использование земельных участков, сопряженный с обязанностью оформления соответствующих правоустанавливающих документов, за несоблюдение которого ст. 7.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Как следует из ст. ст. 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 262, 264 Гражданского кодекса право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником. К таким лицам, ст. ст. 5, 41 Земельного кодекса РФ относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).

Согласно ст. 15, 22, 24, 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности или аренды, либо предусмотренных случаях в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование.

В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено Земельным кодексом РФ (на основании которых может осуществляться их использование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пунктом 3 «Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» (утв. Решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 № 61 п.26) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, осуществляется администрацией муниципального образования город Краснодар в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом муниципального образования город Краснодар, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар и настоящим Порядком.

В силу положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Однако, согласно ч. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Таким образом, согласования со стороны МОУ СОШ , департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края, департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар, не являются волеизъявлением уполномоченного органа на распоряжение земельным участком, а, следовательно, и надлежащими правоустанавливающими документами на рассматриваемый земельный участок.

Наряду с этим, в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом п. 4.11 постановления Госстроя РФ от 17.09.2002 № 122 «О Своде правил «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ» установлено, что исходными данными для разработки решений в ППР является, в том числе проект организации строительства, то есть проект производства работ должен соответствовать проекту организации строительства.

Согласно п. 1 ч. 7 и под. «е» п. 3 ч. 7 той же ст. 51 Градостроительного кодекса РФ «разрешение на строительство» правоустанавливающие документы на земельный участок и проект организации строительства объекта капитального строительства, входят в число документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Следовательно, разрешение на строительство выдается, в том числе по результатам рассмотрения проекта организации строительства и при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, то есть, сам по себе Проект не является правоустанавливающим документом, предоставляющим право на осуществление строительных работ в границах территории, не обозначенной в Разрешении на строительство и документах о праве на земельный участок.

Наряду с этим, письмо первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар от 05.10.2011 не является документом, свидетельствующим о внесении изменений в разрешение на строительство либо принятием решения в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ о предоставлении ООО «СК Стелс» земельного участка на определенном праве.

Таким образом, ООО «СК Стелс» осуществляет использование земельного участка площадью 503 кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.

Учитывая изложенное, постановление о назначении административного наказания от 29.09.2011 по делу № 273 является законным и обоснованным, установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Восстановить Каримову А.Э. пропущенный срок обжалования постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о назначении административного наказания № 273 от 29 сентября 2011г.

Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о назначении административного наказания № 273 от 29 сентября 2011г. в отношении Каримова А.Э. по ст. 7.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Судья: