Дело № ***
Изготовлено **.**.****. года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
С.Краснощеково **.**.****. года
Краснощековский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Веденеевой Г.Н.,
при секретаре Максимовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Харловой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Харлова В.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст. ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей на протяжении 25 лет, и **.**.****. года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе за назначением такой пенсии.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе № *** от **.**.****. года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный трудовой стаж ей ответчиком не был включен период работы в ****** с **.**.****. года по **.**.****. года, что составляет ****** года ****** месяцев ****** дня, по причине, что Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность должность ****** не предусмотрена.
С данным решением она не согласна и просит признать за ней право на досрочную пенсию с учетом указанного спорного стажа, так как согласно действовавшего ранее Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы для начисления льготной пенсии засчитывалась работа в должности ****** и до принятия Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П по своему конституционно-правовому смыслу нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий трудовой стаж полностью либо частично).
Представитель ГУ Управления ПФР в Краснощековском районе Митина С.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что отказ истице в назначении досрочной пенсии является законным, так как соответствует действующему законодательству. **.**.****. года Харлова В.В. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 года как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением начальника Управления ПФР в Краснощековском районе № *** от **.**.****. года Харловой В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, так как на момент обращения она выработала ****** года ****** месяцев ****** дней специального стажа при требуемом для назначения пенсии не менее 25 лет.
Харловой В.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитан период работы с **.**.****. года по **.**.****. года в качестве ****** ****** года ****** месяцев ****** дня, поскольку указанная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Перечнем должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 12.12.1959 года № 1397, должность пионервожатой также не была предусмотрена. Вместе с тем в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденным указанным постановлением, работа в должности пионервожатой засчитывалась в выслугу лет при условии, если не менее 2/3 стажа, т.е. ****** лет ****** месяцев, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением ( 25 лет), приходилось на выработанный педагогический стаж.
На 01.10.1993 года ( день отмены постановления Совета Министров СССР №1397) стаж работы Харловой В.В. по ****** деятельности был менее ****** лет ****** месяцев, в связи с чем в иске Харловой В.В. должно быть отказано.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с даты его введения в действие - 01 января 2002 года утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей ( пункт 2).
Определение права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью осуществляется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, в разделе которого «Наименование должностей» должность пионервожатой не указана.
Указанная должность не предусматривалась и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными правовыми актами, принимавшимися в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Для лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 этого закона предусмотрен порядок их оценки путем конвертации ( преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 указанной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном периоде, и перечисляются включаемые в нее периоды.
При установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 - 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования ( независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».
Следовательно, исходя из изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном порядке, так и календарно.
Таким образом, с учетом приведенного анализа законодательства и правовой позиции, изложенной в указанном выше Постановлении Конституционного Суда РФ, у истицы имеется право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с выработкой ею требуемого льготного стажа работы на **.**.****. года, так как период работы в должности ****** подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку согласно п.2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего до 01.10.1993 года, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Как установлено в судебном заседании из пояснений истицы и материалов дела, Харлова В.В. работала в должности ****** с **.**.****. года по **.**.****. года, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, и ее педагогический стаж на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии без учета спорного периода составляет ****** года ****** месяцев ****** дней, то есть больше 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляющего ****** лет ****** месяцев.
При таких обстоятельствах исковые требования Харловой В.В.. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Алтайского края от **.**.****. года об отказе Харловой В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Алтайского края период работы в должности старшей пионервожатой с **.**.****. года по **.**.****. года включить Харловой В.В. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать за Харловой В.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Алтайского края назначить Харловой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с **.**.****. года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий