2011-01-19 Решение об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС.



Дело № 2-429/2010

Изготовлено 24 декабря 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С.Краснощеково 20 декабря 2010 года

Краснощековский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Веденеевой Г.Н.,

при секретаре Максимовой Н.С.

с участием помощника прокурора Некрасовой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Аграрник» об обязании обеспечить безопасную эксплуатации. ГТС,

У С Т А Н О В И Л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, ссылаясь на то, что в Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о наличии на территории <адрес> опасного, бесхозяйного гидротехнического сооружения на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес>.

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному главным специалистом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> Р. совместно с государственным инспектором Южно-Сибирского управления Ростехнадзора П., при участии главного специалиста по экологическим вопросам Краснощековского управления по сельскому хозяйству З., ведущего специалиста администрации <адрес> сельсовета Александровой Л.А. гидротехническое сооружение на реке <данные изъяты> у <адрес> состоит из плотины земляной, насыпной, автоматического водосброса, расположенного в теле плотины, аварийного водосброса из стальных труб в <данные изъяты> нитки. Длина сооружения напорного фронта составляет <данные изъяты> м, объем сооружения <данные изъяты> млн. куб. м, площадь <данные изъяты> га, максимальная глубина <данные изъяты> м.

На момент проверки разрушен низовой откос ГТС на протяжении <данные изъяты> м.
По результатам обследования специалистами сделан вывод о том, что
гидротехническое сооружение на реке <данные изъяты> у <адрес> в
<адрес> ограниченно работоспособное
(неудовлетворительный уровень безопасности), опасное. В случае разрушения
ГТС произойдет нарушение транспортного сообщения между <адрес> и
районным центром, а также переполнение расположенного ниже
водохранилища на реке <данные изъяты> у <адрес>, что приведет к
затоплению населенных пунктов <адрес> и <адрес> Краснощековского
района.

Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес> признано бесхозяйным имуществом. На администрацию <адрес> возложена обязанность поставить указанное сооружение на учет в качестве бесхозяйного имущества, определить организацию, ответственную за эксплуатацию.

Возложение указанных обязанностей на администрацию <адрес>, не освобождает ее от принятия конкретных мер по обеспечению безопасного состоянии гидротехнического сооружения, т.е. по исполнению полномочий, закрепленных ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

Статьей 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,

значительные материальные потери и нарушение условии жизнедеятельности людей.

В соответствии с п.п. 7, 21 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пп. «г», «е», «з» п. 2 ст. 11 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (ст. 7 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Таким образом, администрация <адрес> обязана организовать и осуществить необходимые мероприятия по защите населения и территории <адрес> от возможной чрезвычайной ситуации, связанной с нахождением на территории района опасного гидротехнического сооружения.

Во исполнение решения <адрес> районного суда ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Аграрник» об обеспечении сохранности и эксплуатации бесхозяйного имущества.

В соответствии с п. 1.1. договора, ООО «Аграрник» принимает на себя обязанность по обеспечению сохранности сооружения на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес>, под которой понимается приведение имущества в состояние пригодное для использования по назначению и поддержания в таком состоянии. ООО «Аграрник» обязано производить текущий, капитальный ремонт переданного имущества (п. 2.5.5 договора), а администрация района обязуется осуществлять необходимые действия по включению затрат на исполнение обязательств по оплате услуг ООО «Аграрник» в бюджет района (п. 2.2.1 договора).

Таким образом, администрация <адрес>, заключив договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Аграрник», определила фактического исполнителя работ по обеспечению безопасного состояния ГТС, закрепив за собой вопросы финансирования необходимых для этого мероприятий.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, администрация <адрес> должна обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к ее компетенции, а также определенных в договоре с ООО «Аграрник» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Не принятие органом местного самоуправления, а также ООО «Аграрник» мер по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес> нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе, путем судебной защиты.

Любой опасности угрозе жизни и здоровью должно противопоставлять право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

Сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к органам местного самоуправления исковых требований.

Просит в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации обязать администрацию <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Аграрник» организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес>:

- произвести ремонт низового откоса на протяжении 100 м;

- организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС.

ДД.ММ.ГГГГ истцом, Алтайским межрайонным природоохранным прокурором, было представлено уточненное исковое заявление, в котором он требования уточнил и просил в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации обязать администрацию <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Аграрник» солидарно осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес>, состоящего из плотины земляной насыпанной длиною сооружения напорного фронта <данные изъяты>, автоматического водосброса, аварийного водосброса из стальных труб в две нитки:

- произвести ремонт низового откоса на протяжении <данные изъяты> м;

- организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС.

В судебное заседание не явился истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, судебной повесткой, защита интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации поручена прокурору <адрес>.

Не явились представители третьих лиц Южно-Сибирского управления Ростехнадзора и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, о дате и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, судебной повесткой, причина не явки не известна.

В судебное заседание не явился представитель администрации <адрес> о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом - судебной повесткой, в деле имеется заявление и отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие и признании иска.

Суд, выслушав мнение сторон о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и представителя ответчика, на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Участвующий в деле помощник прокурора <адрес>, Некрасова Д.Л. поддержала требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственность «Аграрник», Швырёв И.Н. - уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме.

Признание иска представителями ответчиков судом принято, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Аграрник» в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации солидарно осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке <данные изъяты> у <адрес> в <адрес>, состоящего из плотины земляной насыпанной длиною сооружения напорного фронта <данные изъяты>, автоматического водосброса, аварийного водосброса из стальных труб в две нитки:

- произвести ремонт низового откоса на протяжении <данные изъяты> м;

- организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий