Дело №2-103/2011 МотивированноеРЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года с. Краснощеково
Краснощековский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Позднякова В.И.,
при секретаре Дьяконовой А.С.,
С участием помощника прокурора Краснощековского района Некрасовой Д.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Соболевой М.Н. к администрации Краснощековского района Алтайского края о признании незаконным и отмене решения комиссии администрации Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене постановления администрации Краснощековского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении в списке граждан-получателей субсидий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Соболева М.Н. обратилась в суд с иском к администрации Краснощековского района Алтайского края, администрации Краснощековского сельсовета о признании решения комиссии администрации Краснощековского района по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка граждан - получателей субсидий на приобретение жилья незаконным, восстановлении ее в списке нуждающихся в получении субсидии на приобретение жилья (из которого исключили), то есть восстановить очередь, где изложила, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в служебном помещении в доме для престарелых Краснощековского сельсовета. Жилое помещение по <адрес> в <адрес> состоит из одной комнаты и кухни. Проживает по данному адресу на основании ордера на служебное помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Краснощековского сельсовета. До этого времени жила в своем личном доме, но ДД.ММ.ГГГГ её дом сгорел. Новое жилье купить или построить не было возможности, поэтому спустя шесть месяцев администрацией Краснощековского сельсовета ей было выделено служебное помещение. На основании закона «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она имеет право на приобретение отдельного личного жилья. В ДД.ММ.ГГГГ года собрала необходимые документы и подала заявление в комиссию по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам ВОВ и членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Перед комиссией к ней приходили глава сельсовета Б. и Г., которые осмотрели условия ее проживания и составили акт обследования жилищных условий. В этом акте уже были указаны члены комиссии, которые обследовали её помещение. Согласно этого акта обследования, она проживает в доме престарелых Краснощековского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ к ней приходил глава Краснощековского сельсовета Б. и попросил подписать ее (как он сказал) справку, необходимую для рассмотрения её заявления в комиссии по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам ВОВ и членам семей погибших (умерших) участников ВОВ. Эта справка была не заполнена, и она, по причине безграмотности, престарелого возраста и по просьбе Б. подписала эту справку. В последствии узнала, что подписала чистый бланк договора найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление администрации района о том, что ее включили в список граждан - получателей субсидий на приобретение жилья, в нем также было указано, что реализовать свое право на приобретение жилья она может после получения дополнительного уведомления о поступлении денежных средств из федерального бюджета в адрес администрации района. Но ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она исключена из списка граждан - получателей субсидий на приобретение жилья. Основанием для исключения из указанного списка послужило представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства и протест прокурора Краснощековского района на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Она не имеет собственного отдельного жилья, согласно приложенных к заявлению документов, проживает в служебном помещении, выделенном администрацией Краснощековского сельсовета для престарелых.
С учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным и отменить решение комиссии администрации Краснощековского района по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка граждан - получателей субсидий на приобретение жилья.
Признать незаконным и отменить постановление администрации Краснощековского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживающих на территории Краснощековского района».
Восстановить Соболеву М.Н. в списке граждан получателей субсидии, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
По ходатайству истца ответчик - администрация Краснощековскогго сельсовета исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования.
В судебном заседании истец Соболева М.Н. поддержала свои исковые требования, подтвердив изложенное в исковом заявлении и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее муж, участник Великой Отечественной войны, умер, и она осталась вдовой. Санитарно-бытовые условия квартиры не позволяют в ней проживать. В настоящее время проживает в квартире, где имеется общий коридор и туалет. От производства судебной экспертизы по определению качества санитарно-бытовых условий квартиры отказывается. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель истца Ванюшина Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования, подтвердив изложенное в исковом заявлении и просила исковые требования удовлетворить, указав, что имеющийся в деле договор социального найма не соответствует предъявляемым требованиям.
Представитель ответчика Емельянова О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Соболева обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснощековского сельсовета с заявлением о постановке ее на очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Администрацией Краснощековского сельсовета был собран пакет документов, сформировано учетное дело, которое было передано в комиссию при администрации Краснощековского района. Комиссия приняла решение о включении Соболевой в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, в результате проверки, проведенной прокуратурой Краснощековского района, был принесен протест на решение, на том основании, что комиссия при рассмотрении учетного дела не учла наличие договора социального найма жилого помещения, в котором проживает истец, в связи с чем прокуратура Краснощековского района потребовала отменить решение комиссии и принять решение об исключении Соболевой из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрация района согласилась с протестом прокурора.
Представитель 3-го лица администрации Краснощековского сельсовета Яблонцев А.П. в судебном заседании пояснил, что все документы, которые требовались от администрации Краснощековского сельсовета, помогли собрать. Кроме того, было указание на то, что договор социального найма должен быть в данном пакете документов. Жилье, где проживает истец, находится в муниципальной собственности, состоит на балансе администрации Краснощековского сельсовета. Статус дома ветеранов это жилье не имеет. Дом, где живет Соболева М.Н., имеет нумерацию как № по <адрес> в <адрес>. Площадь квартиры была замерена в момент обследования жилищных условий специальным прибором сотрудником БТИ Г. Общая площадь квартиры составила <данные изъяты> кв. м., жилая <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Краснощековского района Некрасова Д.Л. указала, что Соболева М.Н. проживает в квартире по договору социального найма, и у нее имеется право приватизировать данную квартиру и стать собственником этого жилья. На основании законного протеста прокурора Краснощековского района комиссия администрации Краснощековского района отменила свое решение о включении Соболевой М.Н. в список граждан-получателей субсидии на приобретение жилья и администрация района внесла изменение в свое постановление. Считает, что исковые требования Соболевой М.Н. не основаны на требованиях закона и удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав пояснения сторон, их представителей, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение), нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что Соболева М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, в отношении которой распространено действие положения ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Соболевой М.Н., после произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара, уничтожившего ее дом № по <адрес> в <адрес>, администрацией Краснощековского сельсовета, согласно ордера на служебное жилье, № серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена квартира № в доме № по <адрес> в <адрес>.
В настоящее время Соболева М.Н. зарегистрирована и проживает одна по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Краснощековского сельсовета и Соболевой М.Н.
Дом № по <адрес> в <адрес>, как объект жилищного фонда муниципальной собственности <адрес>, в соответствии с решением <адрес> Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и перечнем передаваемого имущества, был передан в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение «Краснощековский сельсовет».
Таким образом, с указанного времени дом № по <адрес> в <адрес> стал объектом муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение «Краснощековский сельсовет» и администрация Краснощековского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ на законных основаниях заключила договор социального найма жилого помещения с Соболевой М.Н.
Согласно акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ квартира № в доме № состоит из двух комнат, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., дом деревянный, комнаты сухие, квартира отдельная, водопровод и канализация общие на две квартиры.
На территории Краснощековского сельсовета норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена равной <данные изъяты> кв. м., а площадь помещения, передаваемого по договорам социального найма, определена равной <данные изъяты> кв. метра.
Таким образом, Соболева М.Н. не входит в категорию лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соболева М.Н. обратилась в администрацию Краснощековского сельсовета, Краснощековского района с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилье, так как своего жилья не имеет и является вдовой участника ВОВ.
Решением комиссии по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников ВОВ администрации Краснощековского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Соболева М.Н. включена в список в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживающих на территории Краснощековского района.
Постановлением администрации Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ № Соболева М.Н., как вдова участника Великой Отечественной войны принята и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с протестом прокурора Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено постановлением администрации Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ №, отменено и решение комиссии по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников ВОВ администрации Краснощековского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ решением данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные судом обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями истца, представителя 3-го лица; удостоверением на имя Соболевой М.Н. серии <данные изъяты> №; паспортом на имя Соболевой М.Н. с указанием места ее государственной регистрации; справками администрации Краснощековского сельсовета об уничтожении пожаром жилого дома Соболевой М.Н., нахождении дома № по <адрес> сельсовета, общей и жилой площади квартиры № в доме № по <адрес>, о проживании Соболевой М.Н. по <адрес>; ордером № от ДД.ММ.ГГГГ; договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением Краснощековского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче жилищного фонда, перечнем передаваемого имущества; решением Совета депутатов Краснощековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме жилищного фонда; решением Совета депутатов Краснощековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № и № об установлении учетной нормы площади жилого помещения и установлении учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма; учетным делом на имя Соболевой М.Н., соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при принятии решений комиссией и главой Краснощековского района были нарушены требования действующего законодательства и данные решения, в соответствии с протестом прокурора Краснощековского района были отменены.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 17 января 1992 года №-2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ( изменениями и дополнениями) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии со ст.22 указанного закона, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты.
В своем протесте прокурор потребовал постановление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии и постановке на учет Соболевой М.Н. как вдовы участника ВОВ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отменить и принять решение о снятии Соболевой М.Н. с учета.
Таким образом, в соответствии с требованием закона, комиссия по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников ВОВ своим решением от ДД.ММ.ГГГГ сняла с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Соболеву М.Н. и глава <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № внес изменения в постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №, исключив в постановляющей части слова «2. Соболеву М.Н.».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения требования истца Соболевой М.Н. о признании незаконным и отмене решения комиссии администрации Краснощековского района по оценке социальных и бытовых условий жилых помещений, принадлежащих участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка граждан - получателей субсидий на приобретение жилья, признании незаконным и отмене постановления администрации Краснощековского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживающих на территории Краснощековского района, восстановлении Соболевой М.Н. в списке граждан получателей субсидии, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
Поскольку, администрация Краснощековского района от уплаты государственной пошлины освобождена, вопрос о перераспределении судебных расходов оставить без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Соболевой М.Н. к администрации <адрес> отказать в полном объеме за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано также в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме, с 21 апреля 2011 года.
Судья В.И.Поздняков