Дело № 2-205/2011 Изготовлено 31 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Краснощеково 26 мая 2011 года Краснощековский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Веденеевой Г.Н., при секретаре Максимовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воскобойниковой Н.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию, установил: Воскобойникова Н.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст.ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением на протяжении 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> за назначением данной пенсии. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа, дающего право на назначение данной пенсии, которого у нее имеется только <данные изъяты>. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета членов ВЛКСМ Краснощековского РК ВЛКСМ, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве <данные изъяты> сектором парт. учета <адрес> райкома КПСС, поскольку данные периоды не предусмотрены Списками должностей, с учетом которых может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости. С указанными выводами и решением УПФР в <адрес> она не согласна, поскольку при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Согласно действовавшему ранее Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы для начисления льготной пенсии засчитывалась работа в органах народного образования, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 года № 2-П, указывающей, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствие с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях несовместимо с положениями Конституции РФ, просит решение ГУ УПФР в <адрес> об отказе ей в назначении досрочной пенсии по старости признать незаконным и отменить, включить указанные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, признать за ней право на назначение данной пенсии и обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить ей данную пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Воскобойникова Н.И. и её представитель Ванюшина Т.В. исковые требования поддержали в полном объеме сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. При этом представитель истца Ванюшина Т.В. пояснила, что отказ в начислении трудовой пенсии по старости Воскобойниковой Н.И. основан на неправильном толковании права РФ, поскольку из возражений на исковое заявление, усматривается то, что Пенсионный фонд ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, согласно, которому могут применяться правила и нормы действующее до введения нового правового регулирования. При этом норма, которая установлена Конституционным судом РФ подлежит расширительному толкованию и распространяется на все нормативные акты, которые действуют до момента введения нового правового регулирования, в том, числе и на постановление №1397 от 17.12.1959 года. Периоды работы истицы относятся к периоду действия данного постановления. Разъяснения Минтруда от 17.10.2003 года, которые послужили отказом в назначении досрочной трудовой пенсии истице, были прияты ранее, чем постановление Конституционного суда РФ, при этом они по своей юридической силе ниже, чем постановление Конституционного суда РФ. Согласно основам права при конфликте норм права, которые регулируют одни и те же сферы деятельности, применяется тот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу. Таким образом, ссылка на п.1 Разъяснений, является несостоятельной, поэтому полагает, что постановление Конституционного суда РФ предполагает возможность применения норм законодательства, действовавшего на момент реализации права, это постановление должно быть применено при зачете специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Кроме того, ссылка Пенсионного фонда на постановление Конституционного суда РФ №2-П от 20.11.2008 года основана на неверно толковании норм права, согласно данного постановления Конституционный суд разъясняет, если гражданин не имел права назначение досрочной трудовой пенсии на момент действия постановления №1397 от 17.12.1959 года, то он не имеет такого права на момент отмены данного постановления. Воскобойникова Н.И. на момент отмены постановления имела такое право. Ответчик говорит о том, что назначение досрочной трудовой пенсии возможно только при выработке 2/3 трудового стажа. Эта ссылка не может быть применена, так как нарушит права истца на досрочное назначение пенсии, поскольку по своему смыслу нарушает права установленные Конституцией РФ. На основании изложенного считает, что решение УПФР подлежит отмене. В стаж истице должны быть включены период работы в должности заведующей сектором ВЛКСМ, а так же работа в должности заведующей сектором в райкоме КПСС, поэтому требования следует удовлетворить полностью. Представитель ГУ Управления ПФР в <адрес> Митина С.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что отказ истцу в назначении досрочной пенсии является законным, так как соответствует действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ Воскобойникова Н.И. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 9 пункта 1 ст.27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 года как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением Управления ПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Воскобойниковой Н.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством. На момент обращения ее специальный стаж составил <данные изъяты>. Воскобойниковой Н.И. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета членов ВЛКСМ Краснощековского райкома ВЛКСМ и периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета Краснощековского райкома КПСС, так как период работы в райкоме ВЛКСМ и райкоме КПСС не могут быть включены в льготный стаж, поскольку указанные должности не предусмотрены Списками должностей, с учетом которых может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные правоотношения педагогических работников, также не содержали каких-либо условий, при которых спорные периоды могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет только при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа на которых давала право на пенсию за выслугу лет, при этом гражданин должен выработать необходимый общий трудовой или специальный стаж до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта, однако истцом на день отмены постановления данный стаж выработан не был. Лица, работавшие на выборных должностях, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не могут рассчитывать на реализацию права в части досрочного пенсионного обеспечения, так как не приобрели его в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1379. Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ранее достижения установленного пенсионного возраста трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. ДД.ММ.ГГГГ Воскобойникова Н.И. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Управления ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 25 лет стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета членов ВЛКСМ Краснощековского райкома ВЛКСМ и периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета Краснощековского райкома КПСС. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, был введен в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. При установлении пенсии до 1 января 2002 года применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)». Следовательно, исходя из изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В соответствии с п. 1 и п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего до 01.10.1993 года, учителям и другим работникам просвещения указанная работа включалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. С учетом приведенного анализа законодательства и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, у истицы имеется право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с выработкой ею требуемого льготного стажа работы на ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения к ответчику - ДД.ММ.ГГГГ, за назначением досрочной трудовой пенсии без учета спорных периодов стаж Воскобойниковой Н.И. составляет <данные изъяты>, то есть больше 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляющего <данные изъяты>. В стаж Воскобойниковой Н.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего сектором учета членов ВЛКСМ Краснощековского райкома ВЛКСМ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего сектором учета Краснощековского райкома КПСС, поскольку факты её работы в указанных должностях подтверждены материалами дела: трудовой книжкой, выданной на имя Воскобойниковой Н.И., которая ответчиком не оспаривается. При таких обстоятельствах исковые требования Воскобойниковой Н.И. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Воскобойниковой Н.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отменить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Воскобойниковой Н.И. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета членов ВЛКСМ Краснощековского райкома ВЛКСМ и периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> сектором учета Краснощековского райкома КПСС. Признать за Воскобойниковой Н.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Воскобойниковой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий