2011-06-30 решение по пенсии.



                                                                                                     Дело № 2-254/2011

Изготовлено 04 июля 2011 года

                                                 

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                   именем Российской Федерации

с. Краснощеково                                                                             30 июня 2011 года

Краснощековский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Веденеевой Г.Н.,

при секретаре Максимовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саклаковой Т.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Саклакова Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в <адрес>, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.19 п.1 ст. ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей на протяжении не менее 25 лет.

Ответчиком ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как, по мнению УПФР, у нее не имеется трудового стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, только <данные изъяты>, что является недостаточным.

В специальный трудовой стаж ей не был включен: период работы в качестве <данные изъяты> ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность указанная должность не предусмотрена.

С такими выводами ответчика и решением она не согласна и просит
признать за ней право на досрочную пенсию с учетом указанного спорного
периода, так как, согласно действовавшего ранее Положения о порядке
исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина
СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы по специальности кроме
работы в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает
право на льготную пенсию, засчитывается выборная и другая
ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Правоотношения между ней и ответчиком по спору возникли в период действия ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года№173-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 указанного Федерального закона, которыми не предусмотрена должность <данные изъяты> РК ВЛКСМ и соответствующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

На основании указанных Списков и Правил, а также представленной ею в УПФР трудовой книжки, ответчиком установлено наличие у нее бесспорного трудового стажа в связи с педагогической деятельностью <данные изъяты>.

Ссылка ответчика в том числе на Постановление Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года, которым утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет, является необоснованной, так как спорный период ее работы имел место до принятия указанного Постановления СМ РСФСР, в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, она имеет право на зачет в специальный стаж спорного периода. И то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичную работу, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Истица просила признать незаконным и отменить решение
Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> об отказе
ей в назначении досрочной пенсии по старости, включить ей в специальный
трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости
период работы в качестве <данные изъяты> ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ и признать за
ней право на досрочную пенсию по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Саклакова Т.М. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что она работала <данные изъяты> ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ года. В тот период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, согласно которому работа в этой должности подлежала включению в специальный трудовой стаж, поэтому указанный спорный период должен быть включен ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Просит признать незаконным решение УПФР в <адрес> об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии, признать ее право на назначение досрочной пенсии по старости, так как с учетом спорного периода ее специальный трудовой стаж составляет более 25 лет, и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУ Управления ПФР в <адрес> Митина С.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что отказ истице в назначении досрочной пенсии является законным, так как соответствует действующему законодательству.

ДД.ММ.ГГГГ Саклакова Т.М. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 года как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости Саклаковой Т.М. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, так как на момент обращения ее специальный трудовой стаж составил <данные изъяты>, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.

Саклаковой Т.М. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ года в качестве <данные изъяты> ВЛКСМ, так как действующим законодательством включение указанного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не предусмотрено.

Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников: Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1379, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, также не предусматривали включение работы в указанной должности в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, на которое ссылается истица, периоды работы на выборной и другой ответственной работе в комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в

соответствии с указанным Положением,
приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в
которых давала право на пенсию за выслугу лет.

На 21.10.1993 года (день отмены Постановления Совета Министров СССР №1397) стаж работы Саклаковой Т.М. по педагогической деятельности был менее <данные изъяты>, следовательно оснований для зачета в выслугу лет периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ года в качестве <данные изъяты> ВЛКСМ нет, в связи с чем в иске ей должно быть отказано.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ранее достижения установленного пенсионного возраста трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Саклакова Т.М. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Управления ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Саклаковой Т.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 25 лет стажа на соответствующих видах работ.

В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не был включен период работы в <данные изъяты> ВЛКСМ в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года со ссылкой на то, что действующим пенсионным законодательством включение указанного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не предусмотрено.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, был введен в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

При установлении пенсии до 1 января 2002 года применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть • уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно, исходя из изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Указанное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.

Согласно Положения о порядке исчисления" стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего до 01.10.1993 года, учителям и другим работникам просвещения указанная выше работа включалась в
стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа,
требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях,
организациях, должностях, работа в которых давала работникам
просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из трудовой книжки истицы видно, что она действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ года в должности <данные изъяты> РК ВЛКСМ.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> райкома ВЛКСМ по документам архивного фонда установлено, что протоколом заседания бюро РК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ Соклакова (так в документе) Т.М. была утверждена на должность <данные изъяты> РК ВЛКСМ. Соклакова (Саклакова) ( так в документе) Т.М. работала в <данные изъяты> ВЛКСМ по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно (ведомости начисления заработной платы работникам РК ВЛКСМ за ДД.ММ.ГГГГ гг). Примечание: точные даты приема на работу и увольнения Саклаковой (Соклаковой) Т.М. в документах не указаны. В ведомостях РК ВЛКСМ за ДД.ММ.ГГГГ гг Саклакова (Соклакова) Т.М значится с ДД.ММ.ГГГГ г. и в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ гг., но начисления Саклаковой (Соклаковой) Т.М, за ДД.ММ.ГГГГ г. и за ДД.ММ.ГГГГ г. в ведомостях отсутствуют, в ведомостях за ДД.ММ.ГГГГ года Соклакова (Саклакова) Т.М. не значится. Ведомости за ДД.ММ.ГГГГ года на хранение в ЦХАФ АК не поступали. В протоколах заседаний бюро РК ВЛКСМ, протоколах Пленумов РК ВЛКСМ за ДД.ММ.ГГГГ гг. сведения об увольнении Саклаковой (Соклаковой) Т.М. отсутствуют.

С учетом приведенного анализа законодательства и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, у истицы имеется право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с выработкой ею требуемого льготного стажа работы на ДД.ММ.ГГГГ, так как на дату обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии стаж ее педагогической работы без учета спорного периода составляет <данные изъяты> дней, то есть больше 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляющего <данные изъяты>.

В стаж работы Саклаковой Т.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, подлежит включению период работы в должности инструктора Краснощековского райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, так как в указанной должности истица работала в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397.

При таких обстоятельствах исковые требования Саклаковой Т.М. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саклаковой Т.М.        удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Саклаковой Т.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Алтайского края включить Саклаковой Т.М. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности инструктора отдела комсомольских организаций Краснощековского райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ года.

Признать за Саклаковой Т.М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Алтайского края назначить Саклаковой Т.М.     досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий