2011-07-19 Решение о признании незаконным бездействия.



Дело № 2-261/2011

                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Краснощеково                                                                   19 июля 2011 года

    Краснощековский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи     Позднякова В.И.

при секретаре     Дьяконовой А.С.

с участием помощника прокурора Краснощековского района Некрасовой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснощековского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Аграрник» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия,

                                                     установил:

Прокурор Краснощековского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Краснощековского района Алтайского края проведена проверка соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства в Краснощековском районе Алтайского края законодательства РФ об отходах производства и потребления.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п.3 ст. 18 названного закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 установлены следующие предельные значения выручки:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей;

для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

Согласно представленной информации, численность работников ООО «Аграрник» составляет <данные изъяты> человек, средняя выручка от реализации товаров за предшествующий ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.

Следовательно, ООО «Аграрник» является средним предприятием.

В деятельности ООО «Аграрник» образуются отходы, что следует из характера осуществляемой деятельности по растениеводству и животноводству.

Таким образом, в силу п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008), ООО «Аграрник» обязано предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

В соответствии с п. 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее -Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.02.2010 № 30, отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных       другим       юридическим       лицам       и       индивидуальным

предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

Согласно п. 4 и п. 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.02.2010 № 30 отчетным периодом является календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ указанная отчетность должна была быть предоставленная до ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Порядок).

В п. 3 Порядка закреплено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Однако на основании Указа Президента от 23 июня 2010 г. № 780 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).

Согласно письму Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Управление в настоящее время осуществляет полномочия по принятию и контролю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, указанную отчетность необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Аграрник» не предоставило указанную отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, что подтверждается ответом на запрос Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В этой связи просит:

Признать незаконным бездействие ООО «Аграрник» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Аграрник» предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Некрасова Д.Л. поддержала заявленные исковые требования, подтвердив изложенное в исковом заявлении, просила вынести решение об удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Просвиров А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что изложенные в исковом заявлении факты соответствуют действительности, будут устранять недостатки в своей деятельности.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие и удовлетворить требования прокурора.

Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска представителем ответчика Просвировым А.В., поскольку это закону не противоречит, прав и законных интересов других лиц не нарушает.

В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, ст.103 ГПК РФ, с ответчика ООО «Аграрник» в местный бюджет подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

                                             решил:

Исковые требования прокурора Краснощековского района к ООО «Аграрник» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Аграрник» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Аграрник» предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.

Взыскать с ООО «Аграрник» в местный бюджет - бюджет муниципального образования Краснощековский район <данные изъяты> рублей в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      В.И.Поздняков