2011-09-19 Решение о признании незаконным бездействия.



Дело № 2-365/2011

                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Краснощёково                                                              19 сентября 2011 года

    Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи     Позднякова В.И.

при секретаре     Дьяконовой А.С.

с участием заместителя прокурора Краснощёковского района Плеханова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснощёковского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Инской» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия,

                                                     установил:

Прокурор Краснощёковского района обратился в суд с указанным иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Инской» (далее СПК «Инской») ссылаясь на то, что прокуратурой Краснощёковского района Алтайского края проведена проверка соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства в Краснощёковском районе Алтайского края законодательства РФ об отходах производства и потребления.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п.3 ст. 18 названного закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 установлены следующие предельные значения выручки:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей;

для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

Согласно представленной информации, численность работников СПК «Инской» составляет 33 человека, средняя выручка от реализации товаров за предшествующий 2010 год составила 6449 тыс. рублей.

Следовательно, СПК «Инской» является малым предприятием.

В деятельности СПК «Инской» образуются отходы, что следует из характера осуществляемой деятельности по разведению КРС.

Таким образом, в силу п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008), СПК «Инской» обязан предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

В соответствии с п. 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее -Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.02.2010 № 30, отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных       другим       юридическим       лицам       и       индивидуальным

предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

Согласно п. 4 и п. 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.02.2010 № 30 отчетным периодом является календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ указанная отчетность должна была быть предоставленная до ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30 (далее -Порядок).

В п. 3 Порядка закреплено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Однако на основании Указа Президента от 23 июня 2010 г. № 780 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , Управление в настоящее время осуществляет полномочия по принятию и контролю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, указанную отчетность необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Проведенной проверкой установлено, что СПК «Инской» не предоставил указанную отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, что подтверждается ответом на запрос Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В этой связи просит:

Признать незаконным бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Инской» по предоставлению
отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
отходов за ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Инской» предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.

В судебном заседании заместитель прокурора Плеханов А.С. уточнил исковые требования, и в окончательной форме исковое требование выразил в следующем виде: просит признать незаконным бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Инской» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год, указав, что до начала судебного заседания СПК «Инской», то есть ДД.ММ.ГГГГ направил отчёт требуемой формы в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и республики Алтай, отказавшись от требования об обязании сельскохозяйственного производственного кооператива «Инской» предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.

Просил уточнённое исковое требование удовлетворить, поскольку для этого имеются законные основания.

      Представитель 3-го лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Представитель ответчика СПК «Инской» Босоногов Ф.А. уточнённое исковое требование признал и пояснил, что отчёт требуемой формы в Управление Росприроднадзора Алтайского края и республики Алтай представили ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, изучив письменные доказательства, выслушав заключение заместителя прокурора Плеханова А.С., приходит к следующему.

Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание уточнённого искового требования представителем ответчика Босоноговым Ф.А., поскольку это закону не противоречит, прав интересов других лиц не нарушает.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что уточнённое исковое требование прокурора законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Поскольку прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, ст.103 ГПК РФ, с ответчика СПК «Инской» в местный бюджет подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

                                             решил:

Исковое требование прокурора Краснощёковского района к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Инской» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Инской» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Инской» в местный бюджет - бюджет муниципального образования Краснощёковский район ДД.ММ.ГГГГ рублей в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      В.И.Поздняков