Изготовлено 05 апреля 2011 года
Дело № 2-99/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснощеково 31 марта 2011 года
Краснощековский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Позднякова В.И.,
при секретаре Максимовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокопенко В.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснощековском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Прокопенко В.Г. обратился в суд с требованием о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью и просил обязать ГУ УПФР в Краснощековском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении данной пенсии ему было отказано, в педагогический стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты> Краснощековской ДЮСШ, поскольку данная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования.
С данным отказом он не согласен и считает, что, в соответствии с приказами № от ДД.ММ.ГГГГ и № п.1.а от ДД.ММ.ГГГГ, он был принят на должность <данные изъяты> Краснощековской ДЮСШ, однако фактически работал на должности <данные изъяты> по волейболу, выполняя должностные обязанности, предусмотренные для <данные изъяты>. В Типовых положениях о ДЮСШ, утвержденных как ДД.ММ.ГГГГ, так и ДД.ММ.ГГГГ в данных спортивных школах предусматривалась должность <данные изъяты>, в то время, как должность «<данные изъяты>» ими предусмотрена не была.
В судебное заседание истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором указал, что, согласно архивной справке, по документам архивного фонда отдела народного образования Краснощековского райисполкома за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы установлено, что в штатном расписании ДЮСШ за ДД.ММ.ГГГГ год значится должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ года - также должность <данные изъяты>. Должность «<данные изъяты>» в штатном расписании отсутствовала. Таким образом, в трудовой книжке должность «<данные изъяты>» была указана ошибочно.
В этой связи, он просит признать незаконным решение ГУ Управления ПФР в Краснощековском районе об отказе ему в установлении пенсии. Обязать ГУ Управление ПФР в Краснощековском районе включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды выполнения им функций <данные изъяты> в Краснощековской детско-юношеской спортивной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, общей продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Обязать ГУ УПФР в Краснощековском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости и выплачивать ее со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Прокопенко В.Г. требования уточнил и просил зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности <данные изъяты> Краснощековской детско-юношеской спортивной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе назначить Прокопенко В.Г. пенсию по старости со дня его обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе, с ДД.ММ.ГГГГ.
На уточненных исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Митина С.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что согласно п. 19 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам используется Постановление Правительства РФ от 01.02.2002 года №30, которое предусматривает порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан и Список профессий и должностей от 06.09.1991 года №463 до 01.11.1999 года. За период с 01.11.1999 года до 12.11.2002 года используются списки и правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 года №1067. С 12.11.2002 года используются списки и правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. А также применяются списки от 17.12.1959 года №1397.
В соответствии с вышеперечисленными списками, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, включается только стаж при работе тренером-преподавателем. При обращении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Прокопенко представил трудовую книжку, по которой установили, что с ДД.ММ.ГГГГ Краснощековское районо принял его на работу в ДЮСШ в качестве <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ года, каких-либо переводов на другие должности, такие как <данные изъяты> не установлено. Следующая запись с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- Краснощековское районо принял его на работу в ДЮСШ в качестве <данные изъяты>, каких-либо переводов на другие должности, такие как тренер-преподаватель также не установлено. С ДД.ММ.ГГГГ его назначают директором. При обращении Прокопенко было разъяснено, что списками на назначение досрочной трудовой пенсии по старости должность тренера не предусмотрена, поэтому зачесть ему этот стаж не имеем возможности. Он пояснил, что работал не тренером, а тренером-преподавателем, ему был предоставлен 3-х месячный срок для уточнения должности, в которой он работал в ДЮСШ. Ему было разъяснено, что организация, которая принимала его на работу, ныне действующая, поэтому если данная организация внесет изменения в трудовую книжку, указанные периоды работы будут зачтены в льготный трудовой стаж. Самостоятельно устанавливать тождественность должностей не имеют права.
Представитель третьего лица - комитета администрации Краснощековского района по образованию Гольева Г.В. в судебном заседании показала, что, в соответствии со штатными расписаниями за оспариваемые годы, должны были быть внесены изменения в трудовую книжку. В указанные годы всегда сокращенно писали название должности «тренер», а не «тренер-преподаватель» и не думали, что в будущем это может повлиять на назначение пенсии. В документах по заработной плате, в тарификационных списках, карточках по заработной плате, везде сокращенно указывалась должность «<данные изъяты>». Деятельность Прокопенко В.Г. в Краснощековской ДЮСШ была преподавательской.
Суд, выслушав пояснения сторон, представителя 3-го лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Прокопенко В.Г. обратился в ГУ Управление ПФР в Краснощековском районе с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии. Решением ГУ УПФР в Краснощековском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении данной пенсии и разъяснено, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня - в качестве <данные изъяты> в Краснощековской ДЮСШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней - в качестве <данные изъяты> в Краснощековской ДЮСШ, так как нормативными документами должность «<данные изъяты>» не предусмотрена.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, был введен в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».
С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Должность <данные изъяты> включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, как действующим в настоящее время Списком № 871 от 29.10.2002 года, так и ранее действовавшим Списком должностей, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года №-25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполненных истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен быть решен судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и.т.п.
Суд соглашается с доводом истца о тождественности выполняемых им функций, условий и характера деятельности по должности «<данные изъяты>» в детско-юношеской спортивной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, условиям и характеру деятельности, нагрузки, выполняемой по должности «<данные изъяты>» детско-юношеской спортивной школы.
Данный довод подтверждается следующими доказательствами.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Прокопенко В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Краснощековскую ДЮСШ в качестве <данные изъяты>, с которой был уволен с ДД.ММ.ГГГГ (согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Прокопенко В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Краснощековскую ДЮСШ в качестве <данные изъяты>, где работал до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства также подтверждены записями в трудовой книжке Прокопенко В.Г.
Работа в Краснощековском ДЮСШ связана с выполнением истцом образовательных и воспитательных функций.
Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетель Т., Р., которые пояснили, что Прокопенко работал в должности <данные изъяты>, вел набор детей в группы, выполнял учебно-воспитательную и тренировочную работу, вел учет посещаемости, отвечал за успеваемость учащихся. Сам Р. работал тренером вместе с Прокопенко В.Г. в Краснощековской ДЮСШ, выполняли одну и ту же работу. Ему была назначена досрочная пенсия.
Согласно штатному расписанию ДЮСШ, в ДД.ММ.ГГГГ году и ДД.ММ.ГГГГ году в штатном расписании была предусмотрена должность «<данные изъяты>», должность «<данные изъяты>» отсутствовала.
Представитель третьего лица - комитета администрации Краснощековского района по образованию также пояснила, что название должности «<данные изъяты>» в прошлые годы писали сокращенно «<данные изъяты>», однако выполняемые функции соответствовали должности «<данные изъяты>».
Выполнение истцом работы именно, <данные изъяты>, подтверждается и должностными обязанностями, установленными тарифно-квалификационными требованиями к данной должности, указанными в Приложении № 2 к Постановлению Министерства труда РФ от 22.01.1993 года № 8, согласно которым, <данные изъяты> осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физкультурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний; ведет с ними учебно-тренировочную работу; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки и т.д.
Таким образом, работодатель в ДД.ММ.ГГГГ году должен был назначить Прокопенко В.Г. на должность <данные изъяты>, согласно штатного расписания Краснощековской ДЮСШ, и выполняемая Прокопенко В.Г. работа соответствовала должности штатного расписания - <данные изъяты> и являлась педагогической деятельностью.
Последнее сохранившееся штатное расписание Краснощековской ДЮСШ за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно справки архивного отдела администрации Краснощековского района, содержит наименование должности - <данные изъяты>.
В трудовой книжке истца Прокопенко В.Г. имеются записи № от ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с решением аттестационной комиссии присвоена первая квалификационная категория <данные изъяты> ДЮК, запись № от ДД.ММ.ГГГГ - подтверждена первая квалификационная категория педагога дополнительного образования.
Исследованные судом доказательства, в их совокупности, с достоверностью свидетельствуют о том, что в спорный период работа истца была связана с педагогической деятельностью как <данные изъяты>, а значит, спорные периоды работы в должности тренера Краснощековской детско-юношеской спортивной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе подтвержден специальный стаж педагогической работы Прокопенко В.Г., согласно сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в размере <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> мес<данные изъяты> дней- в качестве <данные изъяты> физкультуры средней школы №;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня - в качестве <данные изъяты> Краснощековской ДЮСШ;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней - в качестве <данные изъяты> Краснощековской ДЮСШ;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней - в качестве <данные изъяты> Краснощековской ДЮСШ;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней - в качестве <данные изъяты> Краснощековской средней школы №;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней - в качестве <данные изъяты> Краснощековской средней школы №.
Суд приходит к выводу, что данный период обоснованно включен в специальный стаж работы, поскольку подтвержден и записями в трудовой книжке истца Прокопенко В.Г.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж Прокопенко В.Г. был равен <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней + <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней = <данные изъяты> лет 00 месяцев <данные изъяты> дней, и он имел право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией и не ранее возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Прокопенко В.Г. обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснощековском районе с заявлением о назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ и в назначении данной пенсии ему было необоснованно отказано, в связи с этим, суд вправе обязать ответчика назначить истцу данную пенсию со дня его обращения.
В соответствии со ст.333.19 НК РФ, ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаты истцом государственной пошлины при обращении с иском в суд в размере <данные изъяты> руб., подтвержденные квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокопенко В.Г. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе удовлетворить.
Зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, Прокопенко В.Г. периоды работы в должности тренера Краснощековской детско-юношеской спортивной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Прокопенко В.Г. пенсию по старости со дня его обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснощековском районе в пользу Прокопенко В.Г. <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий