Дело №2-84/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года
с. Краснощеково
Краснощековский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Позднякова В.И.
при секретаре Дьяконовой А.С.
с участием помощника прокурора Краснощековского района Некрасовой Д.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснощековского района в интересах неопределенного круга лиц к крестьянско-фермерскому хозяйству Чернаков Н.А. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности о проведении аттестации рабочих мест,
установил:
Прокурор Краснощековского района обратился в суд с иском к крестьянско-фермерскому хозяйству Чернаков Н.А. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности о проведении аттестации рабочих мест, где изложил, что прокуратурой Краснощековского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях района.
Согласно информации начальника отдела по труду администрации Кранощековского района КФХ Чернаков Н.А., в нарушение ст.212 Трудового Кодекса РФ, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Так, в нарушение требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», согласно которым работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, для чего, в частности, он (работодатель) обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечении безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации работ по охране труда.
По результатам аттестации заполняется соответствующие ведомости рабочих мест, и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организаций и результатов аттестаций по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Вместе с тем, в нарушение конституционных норм и требований ст.212 ТК РФ, в КФК Чернаков Н.А. аттестация рабочих мест не проводилась, таким образом, работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасности условий и охраны труда.
В этой связи прокурор просил признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий труда и обязать индивидуального предпринимателя крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Некрасова Д.Л. исковые требования поддержала, подтвердив изложенное в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Чернаков Н.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Выслушав мнение помощника прокурора Некрасовой Д.Л., не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснение помощника прокурора Некрасовой Д.Л., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право, в числе прочего, на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда проводится оценка условий труда на рабочих местах, то есть аттестация рабочих мест по условиям труда.
Статья 212 Трудового кодекса РФ закрепляет обязанность работодателя по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда.
Так, Приказом Министерства здравоохранения и социальной политики Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Пункт 5 указанного Порядка определяет, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет.
Таким образом, на работодателя возложена обязанность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не реже 1 раза в 5 лет.
Учитывая указанные выше нормы права, в их совокупности и во взаимосвязи, суд приходит к выводу, что работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест с момента образования организации, учреждения, и последующая аттестация должна быть произведена не позднее 5 лет, в противном случае, права гражданина, предусмотренные ч.3 ст.37 Конституции РФ, ст.219 ТК РФ, будут нарушены.
Согласно копии свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о зарегистрированном до вступления в силу части первой ГК РФ крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является Чернаков Н.А., дата внесения записи ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии <данные изъяты> №, внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи, и с этого же времени, на крестьянское хозяйство Чернаков Н.А., как на работодателя, возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ответа администрации Краснощековского района Алтайского края, на запрос заместителя прокурора Краснощековского района № от ДД.ММ.ГГГГ, в крестьянском хозяйстве Чернаков Н.А. аттестация рабочих мест по условиям труда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не проведена.
В силу п. 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда для организации и проведении аттестации в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, назначается ее председатель, определяются сроки и график проведения аттестации.
Согласно п. 45 данного Порядка, завершающим этапом проведения аттестации является издание приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается , как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, требования прокурора к индивидуальному
предпринимателю крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. о признании бездействия незаконными и возложении обязанности
по проведению аттестации рабочих мест, подлежат удовлетворению.
Поскольку, прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, ст.103 ГПК РФ, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию <данные изъяты> рублей, в счет судебных расходов по уплате государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Краснощековского района к индивидуальному предпринимателю крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. удовлетворить.
Признать незаконными бездействие индивидуального предпринимателя крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. по исполнению обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда.
Обязать индивидуального предпринимателя крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с индивидуального предпринимателя крестьянское (фермерское) хозяйство Чернаков Н.А. в местный бюджет - бюджет Новошипуновского сельсовета, Краснощековского района, Алтайского края <данные изъяты> рублей, в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий В.И. Поздняков