Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества



Дело №1-94 (2011)

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года                                                            г. Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Грачева А.П.,

при секретаре судебного заседания Феденко А.Н.,

с участием: государственного обвинителя - помощника Красноармейского межрайонного прокурора Аржаховского С.И.,

подсудимого Мирзоева Э.Б.о.,

защитника - адвоката Симоновой Е.С., представившей удостоверение №1759 и ордер №640,

потерпевшего Кузнецова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Мирзоев Э.Б.о Эльдара Бабир оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, со средним образованием, холостого, не трудоустроенного, студента 3-го курса Московского государственного университета приборостроения и информатики, зарегистрированного по адресу: <адрес>, судимого ДД.ММ.ГГГГ Бутырским районным судом <адрес> по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), к 3 годам 10 месяцам лишения свободы,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 321 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Мирзоев Э.Б.о совершил дезорганизацию деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, то есть применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с осуществлением им служебной деятельности, при следующих обстоятельствах.

Согласно Положению о федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония » Управления федеральной службы исполнения наказания по <адрес>» (далее УФСИН России), утвержденному ФИО1 директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральное государственное учреждение «Исправительная колония » (далее ИК-23) Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначено для отбывания наказания осужденных мужчин.

ФИО1 по <адрес> -л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначен на должность старшего отдела инспектора отдела безопасности ИК-23 УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствие с должностной инструкцией старшего инспектора отдела безопасности ИК-23 в должностные обязанности ФИО5 входит: обеспечение контроля выполнения требований законов, ФИО1, указаний, управленческих решений, проведение с осужденными бесед по ознакомлению с правилами внутреннего распорядка учреждения, о порядке их привлечения к работам без оплаты труда, в целях влияния на состояние установленного порядка отбывания ими наказания и надзора, а так же, на ФИО5 возложено обеспечение режимных требований в отрядах , , в отряде «карантин».

В соответствие с суточной ведомостью надзора за осужденными, ФИО5, одетый в форменное обмундирование сотрудника исправительного учреждения, в период с 8.00 час. ДД.ММ.ГГГГ по 8.00 час. ДД.ММ.ГГГГ находился на дежурстве в ИК-23, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 час., согласно распорядку дня отряда «карантин», ФИО5 провел с осужденными мероприятие воспитательного характера, разъяснив им и прибывшему из СИЗО УФСИН России по <адрес> Мирзоев Э.Б.о, что в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных ФИО1 Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , одной из обязанностью осужденных является быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и иными лицами, выполнять их законные требования. После этого, около 15 час. 30 мин., ФИО5 направился в помещение санитарного узла отряда «карантин», и перед входом встретил Мирзоев Э.Б.о, который не поздоровался с ним. ФИО5 сделал Мирзоев Э.Б.о замечание о том, что тот нарушает правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, на что Мирзоев Э.Б.о проявляя агрессивность, начал выражаться в адрес ФИО5 словами грубой нецензурной брани. ФИО5 потребовал от Мирзоев Э.Б.о прекратить противоправные действия. Однако, Мирзоев Э.Б.о, имея умысел на дезорганизацию деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, применением насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении сотрудника места лишения свободы, в связи с осуществлением им служебной деятельности, схватил ФИО5 одной рукой за погон куртки, а кулаком другой руки нанес ему удар в область левого глаза, причинив ему повреждения, не расценивающиеся как вред здоровью, физическую боль.

В судебном заседании Мирзоев Э.Б.о свою вину не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он прибыл в ИК-23 и был помещен в карантин. Не разъясняя права, обязанность здороваться каждый раз при встрече с сотрудниками администрации, его завели в туалет, где потребовали надеть красную повязку и вымыть пол, а когда он отказался, сотрудники колонии избили его.

Исследовав представленные доказательства, в их совокупности, суд считает установленной виновность Мирзоев Э.Б.о в инкриминируемом преступлении.

Так, ФИО1 Министра юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее ИУ), согласно которым (п.п. 5,7) прибывшие в ИУ осужденные размещаются в карантинном отделении, где знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания; (п. 14, 16) осужденные обязаны быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования, обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ; (п. 15) осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова (т. 2 л.д. 47-60).

Согласно выписке из ФИО1 начальника УФСИН России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначен на должность старшего инспектора отдела безопасности ИК-23 с ДД.ММ.ГГГГ, в уголовно-исполнительной системе работает с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 23).

В соответствие с должностной инструкцией старшего инспектора отдела безопасности ИК-23 ФИО5, в его обязанности входит: проведение бесед с вновь прибывшими осужденными по ознакомлению с правилами внутреннего распорядка в ИУ и положений ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о порядке привлечения их к работам без оплаты труда, контроль за обеспечением режимных требований в отрядах №№ 3 и 5, в отряде «карантин» (т. 1 л.д. 25-31).

Из распорядка дня отряда «карантин» ИК-23, утвержденного начальником колонии следует, что в период с 15 час. 10 мин. до 16 час. 10 мин. с осужденными, находящимися в карантинном отделении проводятся воспитательные мероприятия (т. 1 л.д. 140).

В соответствии со справкой по личному делу и списком лиц, ДД.ММ.ГГГГ осужденный Мирзоев Э.Б.о прибыл в ИК-23 и находился в карантинном отделении (т. 1 л.д. 110, 141).

Потерпевший ФИО5 показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 15 час. он находился в помещении отряда «карантин» ИК-23 и исполняя служебные обязанности, разъяснил Мирзоев Э.Б.о и прибывшим с ним осужденным их права, правила поведения в исправительном учреждении, предусматривающие обязанность осужденных приветствовать сотрудников колонии при встрече, порядок привлечения осужденных к работам без оплаты труда. После этого, около 15 час. 30 мин., он направился в санузел, где у входа встретил Мирзоев Э.Б.о, который не поздоровался с ним. Он сделал Мирзоев Э.Б.о замечание о том, что тот нарушает правила внутреннего распорядка, на что осужденный начал выражаться в его адрес нецензурными словами, затем, не реагируя на его требования прекратить свои противоправные действия, схватил его одной рукой за правый погон на форменной куртке, а кулаком другой руки ударил в область левого глаза, отчего он почувствовал физическую боль.

Показания потерпевшего ФИО5 о невыполнении Мирзоев Э.Б.о его законных требований и применения насилия в связи с осуществлением им служебной деятельности подтверждаются показаниями свидетеля ФИО6 о том, что отбывая наказание в ИК-23, ДД.ММ.ГГГГ он находился в отряде «карантин», когда ФИО5 разъяснял Мирзоев Э.Б.о и другим осужденным правила внутреннего распорядка, их обязанность здороваться каждый раз с сотрудниками администрации при встрече. Затем между ними произошел конфликт, в ходе которого на замечание ФИО5 Мирзоев Э.Б.о, тот начал выражаться грубыми нецензурными словами и ударил его кулаком в лицо.

Согласно показаниям свидетелей ФИО7 и ФИО8, сотрудников ИК-23, находясь в карантинном отделении, Мирзоев Э.Б.о не поздоровался с ФИО5 и тот сделал ему замечание. На это Мирзоев Э.Б.о проявляя агрессию, стал кричать и, не реагируя на требования ФИО5 прекратить эти действия, схватил его за рукав куртки и ударил рукой в лицо.

Свидетели ФИО9, ФИО10, Юрк А.В., ФИО11, ФИО12 и ФИО13 пояснили в суде, что находились на службе, когда им стало известно о том, что осужденный Мирзоев Э.Б.о, не желая выполнять требования администрации, ударил сотрудника ФИО5, считают такие действия дезорганизующими деятельность учреждения, поскольку они негативно влияют на других осужденных и могли повлечь их массовое неповиновение и возникновение беспорядков.

Аналогичные показания об обстоятельствах применения Мирзоев Э.Б.о физического насилия в отношении ФИО5 дал свидетель ФИО14

Как видно из показаний свидетелей ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и ФИО19, им разъяснялась обязанность осужденных приветствовать сотрудников колонии при встрече, а ДД.ММ.ГГГГ со слов осужденного ФИО6 им стало известно, что в карантинном отделении осужденный Мирзоев Э.Б.о ударил сотрудника ФИО5 в лицо и оторвал погон.

Вина Мирзоев Э.Б.о подтверждается и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании : протоколом осмотра места происшествия - карантинного отделения ИК-23, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого ФИО5 пояснил, при каких обстоятельствах осужденный Мирзоев Э.Б.о порвал погон на его форменной куртке и ударил его в область левого глаза, выдал куртку, при осмотре которой погон был обнаружен надорванным (т. 1 л.д. 9-13, 121-128); заключением эксперта о том, что при медицинском освидетельствовании у ФИО5 имелись припухлость мягких тканей и кровоподтек на нижнем веке левого глаза, данные повреждения возникли от действия тупого твердого предмета и расцениваются как не причинившие за собой вред здоровью (т. 1 л.д. 161-162); заявлением, в котором ФИО5 сообщает о примененном к нему насилии (т. 1 л.д. 103).

Оценив показания допрошенных по делу лиц и исследовав представленные органами предварительного следствия доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что они согласуются между собой и соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам совершенного Мирзоев Э.Б.о преступления.

Утверждения стороны защиты о необъективности данных доказательств, суд считает неубедительными, поскольку они были получены и исследованы в суде в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, при этом, существенных противоречий в показаниях потерпевшего и свидетелей суд не установил.

Суд так же не может согласиться с доводами подсудимого и защиты о признании незаконными действий потерпевшего и других сотрудников исправительного учреждения по отношению к Мирзоев Э.Б.оО., поскольку они осуществлялись в пределах их полномочий.

Кроме того, суд анализировал представленные защитой показания свидетелей ФИО20, ФИО21, ФИО22 и ФИО23, однако, по своей сути они не опровергают вывод суда о виновности Мирзоев Э.Б.о в инкриминируемом преступлении.

Вместе с тем, об умысле Мирзоев Э.Б.о именно на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения свидетельствует то, что им была нарушена нормальная деятельность колонии, он в присутствии другого осужденного и сотрудников учреждения применил насилие не опасное для жизни и здоровья в отношении находящегося на службе сотрудника колонии ФИО5, который сделал ему обоснованное замечание в связи с нарушениями установленного порядка отбывания наказания, контролируя исполнение осужденными режимных требований, что входит в его должностные обязанности.

Поэтому, суд квалифицирует действия Мирзоев Э.Б.о по ч. 2 ст. 321 УК РФ, как дезорганизация деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, то есть применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с осуществлением им служебной деятельности.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность Мирзоев Э.Б.о, влияние назначенного наказания на его исправление, условия жизни его семьи.

Обстоятельств, смягчающих наказание Мирзоев Э.Б.о суд не установил.

Обстоятельством, отягчающим наказание Мирзоев Э.Б.о суд признает наличие в его действиях рецидива преступлений.

По месту жительства Мирзоев Э.Б.о характеризуется удовлетворительно, а за время отбытия наказания отрицательно.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для применения к Мирзоев Э.Б.о положений ст.ст. 64, 73 УК РФ и учитывая общественно-опасный характер и тяжесть совершенного преступления, данные о личности, считает необходимым избрать ему наказание, связанное с реальным лишением свободы, с учетом требований ст. 58 УК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), со снижением наказания до 3 лет 10 месяцев лишения свободы.

Поскольку Мирзоев Э.Б.о в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы, суд считает необходимым при назначении окончательного наказания применить правила ст. 70 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Мирзоев Э.Б.о Эльдара Бабир оглы признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 321 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы, сроком на 2 года.

В соответствии со ст. 70 УК РФ, к назначенному наказанию частично присоединить не отбытую часть наказания по приговору Бутырского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и, по совокупности приговоров, окончательно определить Мирзоев Э.Б.о наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Мирзоев Э.Б.о избрать «заключение под стражей», срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, а так же, вправе подать свои возражения на поданные жалобы или представление в письменном виде.

Председательствующий судья                                              А.П. Грачев