Дело Номер обезличен (2010) П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации 8 июля 2010 года г. Красноармейск Красноармейский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Грачева А.П., при секретаре судебного заседания Кречиной Г.В., с участием: государственного обвинителя - заместителя Красноармейского межрайонного прокурора Терешкова А.И., подсудимого Мальцагов Б.Р., защитника - адвоката Котельникова А.В., представившего удостоверение №1076 и ордер №236, потерпевшей ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Мальцагов Б.Р., Дата обезличена года рождения, уроженца ..., гражданина РФ, с высшим образованием, холостого, трудоустроенного Номер обезличен зарегистрированного по адресу: ..., ... ... ..., проживающего по адресу: ..., ... ... ..., не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, У С Т А Н О В И Л: Мальцагов Б.Р. управляя автомобилем, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах. Дата обезличена года около 19 часов, водитель Мальцагов Б.Р., управляя технически исправным автомобилем «Номер обезличен» регистрационный знак Номер обезличен, следовал по трассе Сызрань-Саратов-Волгоград в сторону г. Саратова. Двигаясь в колонне транспортных средств со скоростью около 50 км/час, по Номер обезличен км. указанной трассы, проходящему по территории Красноармейского района Саратовской области, в условиях снегопада и намереваясь совершить маневр обгона попутного автомобиля, Мальцагов Б.Р. не убедился в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам, чем нарушил п. 11.1 Правил дорожного движения РФ (далее Правил). Выехав на полосу встречного движения, Мальцагов Б.Р. произвел обгон движущегося впереди в попутном направлении автомобиля и продолжая движение по этой же полосе, начал совершать маневр обгон автомобиля «Номер обезличен». Выполняя обгон и двигаясь по встречной полосе движения, Мальцагов Б.Р. обнаружил движущийся во встречном направлении автомобиль Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен с полуприцепом Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен. Обнаружив опасность на полосе движения, Мальцагов Б.Р. поставил себя в опасные для дальнейшего движения условия, применив маневр влево с выездом за пределы проезжей части, чем нарушил п. 10.1 Правил, согласно которому, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, а так же, п. 8.1 Правил, согласно которому, маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Продолжая движение с указанными нарушениями Правил, водитель Мальцагов Б.Р. допустил столкновение правой частью своего автомобиля в переднюю часть автомобиля Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен с полуприцепом Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен, под управлением ФИО6 В результате дорожно-транспортного происшествия, пассажиру автомобиля «Номер обезличен» регистрационный знак Номер обезличен ФИО7 были причинены повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и привели к смерти. В судебном заседании Мальцагов Б.Р. свою вину признал и пояснил, что Дата обезличена года, управляя технически исправным автомобилем «Номер обезличен» регистрационный знак Номер обезличен он возвращался из ... и двигался по дороге в сторону .... В машине находились ФИО9 и ФИО7. Во время движения началась метель, видимость была плохая, и в потоке машин он ориентировался по фонарям впереди движущегося автомобиля. Не доезжая до поста ГИБДД у ..., потерял ориентир и увидев свет фар автомобиля, понял, что находится на встречной полосе. Пытаясь избежать удар, притормозил и свернул в сторону левой обочины, но встречный грузовой автомобиль тоже свернул на обочину, и произошло столкновение, в результате которого ФИО7 погиб. Кроме собственного признания, вина подсудимого в полном объеме подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании. Так, из показаний свидетеля ФИО6, оглашенных в соответствие со ст. 281 УПК РФ следует, что Дата обезличена года около 19 часов, управляя автомобилем Номер обезличен с полуприцепом Номер обезличен, он двигался со скоростью не более 60 км/час по автодороге в сторону ..., и проследовал КП .... Проезжая часть была покрыта снегом, имелись колеи, но видимость при ближнем свете фар в направлении движения была хорошая. Навстречу двигалась колонна автомобилей, из которой выехал на полосу его движения автомобиль «Mitsubishi» и начал обгонять движущийся впереди автомобиль. После совершения обгона автомобиль «Номер обезличен» продолжил движение по встречной полосе, и когда расстояние между ними сократилось до 35 метров, он начал притормаживать и смещаться вправо. Однако, встречный автомобиль «Номер обезличен» повернул в ту же сторону, и с ним произошло столкновение л.д. 35-36). Свидетель ФИО8 подтвердил, что погодные условия не позволяли безопасно обгонять попутный транспорт, поэтому колонна автомобилей выстроилась за Камазом и двигалась со скоростью 40-50 км/час. Во время движения он увидел в зеркало заднего вида, как один из автомобилей выехал на встречную полосу и начал совершать обгон впередиидущего, а затем и его автомобиля. В этот момент в завихрении Камаза появился свет фар встречного грузового транспорта. Обгоняющий автомобиль вначале притормозил, а затем начал смещаться в сторону левой обочины, но не успел и они столкнулись. В своих показаниях, оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ свидетель ФИО9, пассажир автомобиля «Номер обезличен» так же поясняет, что погодные условия были плохие, но обочины были очищены от снега, и ширина проезжей части позволяла беспрепятственно производить разъезд встречного транспорта. Осуществляя движение в колонне, Мальцагов Б.Р. несколько раз производил обгон попутных автомобилей, а в какой-то момент произошел боковой юз и они оказались на встречной полосе перед грузовым автомобилем. Вернуться на свою полосу движения времени не было, поэтому Мальцагов Б.Р. начал двигаться к левому краю проезжей части и там произошло столкновение автомобилей, в результате которого ФИО7 погиб л.д. 31-33). Кроме того, как видно из показаний свидетелей ФИО11 и ФИО10, работников «ФИО13», очистка от снега на всем протяжении закрепленных за организацией участков автодороги Сызрань-Саратов-Волгоград в зимний период производится круглосуточно. Дата обезличена года шел снег, но работы не прекращались, и к вечеру проезжая часть и обочины были расчищены. По показаниям потерпевшей ФИО4, ее муж возвращался домой в автомобиле с Мальцагов Б.Р., а утром Дата обезличена ей стало известно о его смерти в дорожно-транспортном происшествии. Свидетель ФИО12 показал в суде, что автомобиль «Номер обезличен» был приобретен и зарегистрирован в 2008 году на его имя, но пользовался и распоряжался им подсудимый. Помимо показаний допрошенных по делу лиц, вина Мальцагов Б.Р. подтверждается и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании. Так, согласно заключению эксперта, смерть ФИО7 наступила Дата обезличена года от травматического шока, развившегося вследствие сочетанной тупой травмы головы, грудной клетки, брюшной полости и забрюшного пространства, правой кисти, которые могли образоваться в результате полученных повреждений в условиях дорожно-транспортного происшествия, расцениваются в совокупности, как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни л.д. 50-52). А как видно из протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия, расположенного на Номер обезличен км. трассы Сызрань-Волгоград, столкновение автомобилей «Номер обезличен» регистрационный знак Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен с полуприцепом Номер обезличен регистрационный знак Номер обезличен произошло на правом крае проезжей части по направлению движения автомобиля МАЗ, автодорога предназначена для движения в двух направлениях, асфальтовое покрытие заснежено, видимость в обоих направления ограничена темным временем суток; к протоколу прилагается схема, на которой указаны замеры, расположение деталей и осколков, транспортных средств после ДТП, фото-таблица л.д. 6-21). Вина Мальцагов Б.Р. так же подтверждается заключением эксперта, согласно которому, вся безопасность для движения зависела только от его действий, поскольку осуществление им обгона и выезд на встречную полосу в описываемой дорожной ситуации не соответствовали п.п. 11.1, 10.1 Правил дорожного движения РФ, которые гласят: прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам. Участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущества, изменять направление движения или скорость; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства л.д. 107-117). Кроме того, и на очных ставках с Мальцагов Б.Р., проведенных в ходе предварительного расследования, свидетели ФИО6 и ФИО8 поясняли, что движение автомобиля «Номер обезличен» под управлением подсудимого по встречной полосе автодороги было связано именно с осуществлением им маневра обгона движущегося впереди транспорта л.д. 98-99, 150-152). Таким образом, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что они согласуются между собой и подтверждают вывод суда о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло именно ввиду нарушения водителем Мальцагов Б.Р. Правил дорожного движения РФ - совершение маневра обгона с выездом на полосу для встречного движения и созданием опасной ситуации, помех движущимся по ней транспортным средствам, притом, что он должен был и мог предвидеть наступившие последствия. На основании изложенных доказательств, судом установлено, что действия Мальцагов Б.Р. находятся в причинной связи со смертью ФИО7 в результате дорожно-транспортного происшествия, поэтому квалифицирует их по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление Мальцагов Б.Р., условия жизни его семьи. Обстоятельствами, смягчающими наказание Мальцагов Б.Р., предусмотренными п.п. «и, к» ч. 1 ст. 61 УК РФ суд признает его активное способствование раскрытию и расследованию преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, совершение иных действий, направленных на заглаживание причиненного вреда, раскаяние. Обстоятельств, отягчающих наказание Мальцагов Б.Р., судом не установлено. При назначении наказания суд принимает во внимание и мнение потерпевшей ФИО4, ее родственников, сложившееся семейное положение Мальцагов Б.Р., состояние здоровья членов семьи, положительные характеристики по месту жительства и работы. Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, суд не находит оснований для применения в отношении Мальцагов Б.Р. положений ст.ст. 64, 73 УК РФ, и учитывая общественно-опасный характер совершенного преступления, считает необходимым избрать ему наказание, связанное с реальным лишением свободы. Принимая во внимание, что Мальцагов Б.Р. не уклонялся от следствия и суда, не нарушал меру пресечения в виде «подписки о невыезде» и имеет постоянное место жительства, суд предоставляет ему возможность самостоятельного следования к месту отбывания наказания. Руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Мальцагов Б.Р. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год, с отбыванием в колонии-поселении, с лишением права управлять транспортным средством на 2 года. Меру пресечения Мальцагов Б.Р. до вступления приговора в законную силу оставить прежней - подписку о невыезде. К месту отбывания наказания Мальцагов Б.Р. следовать самостоятельно и срок наказания исчислять со дня прибытия его в колонию-поселение, с зачетом времени следования к месту отбывания наказания. Водительское удостоверение Мальцагов Б.Р. - направить в ГИБДД УВД г. Самары. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, а так же, вправе подать свои возражения на поданные жалобы или представление в письменном виде. Председательствующий судья А.П. Грачев