о признании призыва на военную службу не законным



Дело (2011г.)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                         <адрес>

Красноармейский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Колотухина В.В.,

при секретаре Ильченко Д.В.,

с участием адвоката Куковского Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саламаха В.М. к призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес> об оспаривании решения о его призыве на военную службу,признании права на отсрочку от призыва,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился с иском об оспаривании решения призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес> о его призыве на военную службу,признании за ним права на отсрочку от призыва на период его службы в органах уголовно-исполнительной системы.Свои требования мотивировал тем,что в2006году он поступил в Воронежский колледж ФСИН России и с ним был заключен контракт о службе в учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы.В данное заведение он был зачислен приказом начальника Воронежского колледжа ФСИН России от15.08.2006года л/с и16.08.2006года он принял присягу сотрудника органов внутренних дел,а18.08.2006года ему было присвоено специальное звание - рядовой внутренней службы.Решением призывной комиссии <адрес> оформленным протоколом от03.04.2007года ему была предоставлена отсрочка от призыва на время учебы,т.е.до28.02.2009года.Однако он считает,что ему следовало предоставить отсрочку от призыва на военную службу на основании п.п. «з» п.1ст.24ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,в редакции,действовавшей на тот период,которая предусматривала отсрочку от призыва гражданам,обучающимся в образовательных учреждениях органов уголовно-исполнительной системы и получившим специальные звания-на время службы в этих органах.В настоящее время он проходит службу в исправительной колонии УФСИН России по <адрес>,поэтому полагает,что имеет право на отсрочку от призыва на воинскую службу до окончания срока службы в органах уголовно-исполнительной системы в соответствии п.п. «з» п.1ст.24ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции,действовавшей до01.01.2008года.Но решением призывной комиссии <адрес>,оформленным протоколом от12ноября2010года и утвержденным заседанием призывной комиссии <адрес>,оформленным протоколом от23ноября2010года он призван на военную службу.Просил признать решение призывной комиссии <адрес>,оформленное протоколом от12ноября2010года и утвержденное заседанием призывной комиссии <адрес>,оформленное протоколом от23ноября2010года о его призыве на военную службу незаконным и отменить его,а также признать за ним права на отсрочку от призыва на военную службу на период его службы в органах уголовно-исполнительной системы.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования и дал пояснения в соответствии с иском.

Представитель призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес> ФИО5исковые требования не признал,пояснив,что отсрочка от призыва на военную службу истцу была предоставлена03.04.2007года на основании п.п. «а» п.2ст.24ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в Воронежском колледже ФСИН России.В настоящее время истец окончил учебное заведение,годен к прохождению военной службы и оснований для предоставления ему отсрочки на новый срок не имеется.Кроме того,контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от16.06.2006года,заключенный между истцом и ГУФСИН России по <адрес> не имеет юридической силы и не создал соответствующих правовых последствий,поскольку на момент его заключения Саламаха В.М.не достиг18лет.

Представитель военного комиссариата <адрес> ФИО6считал исковые требования не подлежащими удовлетворению,поскольку со вступлением с01января2008года в законную силу изменений в п.п. «з» п.1ст.24ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» оснований для предоставления Саламаха В.М.отсрочки от призыва на военную службу не имеется.Решение призывной комиссии Красноармейского муниципального района считает законным и обоснованным.

Заслушав лиц,участвующих в деле,исследовав материалы дела,суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом «а» части1и частью2статьи22Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено,что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от18до27лет,состоящие на воинском учете или не состоящие,но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане,которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности,призыва на военную службу,граждане,которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу,а также граждане,не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с ч.1ст.26Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан,не пребывающих в запасе,организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии,создаваемые в муниципальных районах,городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Постановлением <адрес> от30.09.2010года созданы призывные комиссии муниципальных образований <адрес>,утвержден состав призывной комиссии Красноармейского муниципального района для осуществления призыва граждан на военную службу в октябре - декабре2010года (л.д.45-48).

Из материалов дела следует,что16.06.2006года Саламаха В.М.с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> (далее ГУФСИН России по <адрес>) был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на5лет (л.д.7),15.08.2006году он поступил в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Воронежский колледж Федеральной службы исполнения наказаний» (очная форма),с18.08.2006года ему было присвоено специальное звание - рядовой внутренней службы,а15.01.2009года по окончании Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний» Саламаха В.М.была присвоена квалификация техник и выдан диплом о среднем профессиональном образовании (л.д.39-40,58-63).

Приказом Министра юстиции РФ от18.12.2008года Саламаха В.М.с16.01.2009года присвоено первое специальное звание лейтенант внутренней службы (л.д.65).

Приказом ГУФСИН России по <адрес> от30января2009года -лс Саламаха В.М.назначен на должность начальника караула отдела охраны федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония ГУФСИН России по <адрес>» (л.д.66) и27.04.2009года он заключил контракт с ГУФСИН России по <адрес> о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на5лет (л.д.41-42).

Приказом УФСИН по <адрес> от21.01.2010года лс Саламаха В.М.назначен на должность инженера группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения отдела охраны федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония УФСИН России по <адрес>» (л.д.69) и25.01.2010года он заключил контракт с УФСИН России по <адрес> о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на5лет (л.д.43-44).

Кроме того,из представленных документов видно,что решением призывной комиссии <адрес>,оформленным протоколом от03.04.2007года (л.д.31,49) Саламаха В.М.была предоставлена отсрочка от призыва на срок до28.02.2009года,на основании п.п. «а» п.2ст.24ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,то есть как гражданину обучающемуся по очной форме обучения в государственных,муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального,среднего профессионального и высшего профессионального образования,-на время обучения,но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Вместе с тем,редакция указанной нормы закона на период возникновения правоотношений не предполагала предоставления истцу отсрочки до окончания обучения в образовательном учреждении.

Согласно п.п. «з» п.1ст.24Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции,действовавшей до01.01.2008года,отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам,проходящим службу на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава,обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел,Государственной противопожарной службы,учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания,-на время службы в этих органах и учреждениях.

Статьей8Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определено,что в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица,не достигшие18лет,имеющие среднее образование.

Из п.3.1Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от06июня2005года следует,что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования,подведомственных ФСИН России,которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется путем заключения контрактов (п.4.5Инструкции).

Как указано в5.3названной Инструкции с лицами,отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России,другие образовательные учреждения,имеющие государственную аккредитацию,с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы,контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы,направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения.В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения,который пересмотру не подлежит.

В этой связи,суд считает несостоятельными доводыпризывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес> о том,что контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от16.06.2006года,заключенный между истцом и ГУФСИН России по <адрес> не имеет юридической силы и не создал соответствующих правовых последствий.

При этом,учитывая обстоятельства дела,суд приходит к выводу,что у Саламаха В.М.на основании п.п. «з» п.1ст.24Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции,действовавшей до01.01.2008года,с момента поступления на службу (учебу) возникло право на отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах уголовно-исполнительной системы и вышеуказанная отсрочка от призыва была предоставлена истцу неправомерно.

Решением призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес>,оформленным протоколом от12ноября2010года и утвержденным заседанием призывной комиссии <адрес>,оформленным протоколом от23ноября2010года,Саламаха В.М.признан годным к военной службе и на основании ст.22ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призван на военную службу (л.д.8,9).

Согласно п.7ст.28Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Как следует из п.п. «з» п.1ст.24Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции,действующей с01.01.2008года отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам,поступившим на службу в органы внутренних дел,Государственную противопожарную службу,учреждения и органы уголовно-исполнительной системы,органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно,при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий-на время службы в этих органах и учреждениях.

Таким образом,действующая редакция Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не предоставляет истцу законных оснований для отсрочки от призыва на военную службу.

Вместе с тем,основание для предоставления Саламаха В.М.отсрочки возникло до внесения изменений в вышеуказанный закон.

С учетом положений статьи5Федерального закона от6.07.2006года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» было установлено,что граждане,которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями23и24Федерального закона от28марта1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до1января2008года,пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Аналогичные положения содержатся в ст.59Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Проанализировав все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности,суд приходит к выводу,что истец имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах уголовно-исполнительной системы,возникшее у него на основании положений Федерального закона от28.03.1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции,действовавшей до01.01.2008года.При таких обстоятельствах,решение призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес>,оформленное протоколом от12ноября2010года и утвержденное заседанием призывной комиссии <адрес>,оформленное протоколом от23ноября2010года о призыве на военную службу указанное право истца нарушает,в связи с чем,суд признает его незаконным,а исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,254ГПК РФ,суд,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии Красноармейского муниципального района <адрес>,оформленное протоколом от12ноября2010года и утвержденное заседанием призывной комиссии <адрес>,оформленное протоколом от23ноября2010года о призыве на военную службу Саламаха В.М. незаконным.

Признать за Саламаха В.М. право на отсрочку от призыва на военную службу по призыву на время его службы в органах уголовно-исполнительной системы.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение10дней.

Председательствующий судья                                                          В.В.Колотухин