об обязании организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп



Дело № 2-150 (2011)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующей судьи Королевой Н.М.,

при секретаре Егоренкове А.Н.,

участием старшего помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Федотова В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Гвардейского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области об обязании организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к администрации Гвардейского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.

Из искового заявления следует, что на территории данного муниципального образования не приняты меры к обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии.

В муниципальном образовании не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ламп, договоры со специализированной организацией на их сбор с территории муниципального образования не заключались, нормативно-правовые акты в сфере организации сбора ламп не принимались, места по сбору ламп отсутствуют, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Поскольку действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения, прокурор просит обязать ответчика организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - глава администрации Гвардейского муниципального образования, ФИО3, иск признала полностью и пояснила, что работа по организации сбора ртутьсодержащих ламп на их территории уже начата, разработано Положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гвардейского муниципального образования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
относится к вопросам местного значения поселения.

Данный вопрос также предусмотрен п. 18 ст. 3 Устава Гвардейского муниципального образования Красноармейского муниципального района (л.д. 23-58).

Кроме этого ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 этого же Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 8 и 9 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы администрации Гвардейского муниципального образования вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий, им способствующих (л.д. 12-14).

Согласно письму главы Гвардейского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований природоохранного законодательства ими готовятся нормативные правовые документы, регулирующие организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д. 15).

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ решением Совета Гвардейского муниципального образования Красноармейского муниципального района утверждено Положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования (л.д. 60-64).

Таким образом, судом установлено, что на территории Гвардейского муниципального образования проводится работа в указанном направлении, но на момент рассмотрения дела в суде ещё не выполнена в полном объеме, тем самым, указанные обстоятельства препятствуют реализации гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ суд находит необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и определяет его в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Гвардейского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующая судья                                                  Королева Н.М.