Дело №2-171 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 апреля 2011 года г. Красноармейск Красноармейский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Грачева А.П., при секретаре Левине Е.В., рассмотрев гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, об обязании организации на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствие с требованиями законодательства, У С Т А Н О В И Л: Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к Администрации муниципального образования (далее МО) <адрес> муниципального района <адрес>, указывая, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благополучную окружающую среду, которое обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях МО осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, на территории МО <адрес> муниципального района <адрес> не приняты меры по обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии, не организован надлежащим образом процесс сбора таких ламп. Так, договоры со специализированной организацией на сбор ртутьсодержащих ламп с территорий МО не заключались; нормативно-правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп не принимались, места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп отсутствуют, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели о порядке осуществления сбора не информируются. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и дал пояснения в соответствии с иском. Представитель ответчика ФИО2 иск не признала и пояснила, что к полномочиям органов местного самоуправления относится нормативно-правовое регулирование вопроса организации сбора ртутьсодержащих ламп (определение порядка сбора на территории МО), информирование юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства и привлечение для осуществления данной деятельности на территории МО соответствующие организации. Администрацией МО <адрес> разработано, а решением от ДД.ММ.ГГГГ № Совета МО <адрес> утверждено Положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО <адрес>, определен порядок и форма журнала учета образования и движения ртутьсодержащих отходов, которое было опубликовано в местной газете «Новая жизнь», проведен мониторинг в целях поиска потенциально исполнителя, однако, предприятий и организаций, которые могли бы осуществлять такую деятельность, выявлено не было. Кроме того, Администрация МО <адрес> не имеет законных оснований для привлечения организаций или предприятий к осуществлению деятельности по обращению с ртутьсодержащими лампами на территории МО. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.п. 8 и 9 «Правил обращения с отходами производства и потребления и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Администрацией МО <адрес> требования Конституции Российской Федерации, вышеназванных законов не исполнены. Данные факты подтверждаются представлением Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13), сообщением заместителя главы администрации МО <адрес> ФИО3 о том, что муниципальное образование совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований <адрес>» готовит пакет нормативных правовых документов регламентирующих организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и будет заключен договор с ООО «Экологическая безопасность» по их сбору, хранению и транспортировке (л.д. 14). Доводы представителя ответчика ФИО2 о выполнении Администрацией МО <адрес> возложенных обязанностей в данное сфере суд считает необоснованными, поскольку представленные документы: Решение от ДД.ММ.ГГГГ № утвердившее Положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО <адрес>, публикации в газете «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-44), не содержат сведения о том, каким образом организован процесс сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, с кем заключены договоры на сбор ртутьсодержащих ламп, где определены места по их сбору, соответственно, об этом не информированы юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что Администрацией МО <адрес> заключен договор с ООО «Экологическая безопасность», поскольку данный договор представляет собой двустороннюю сделку между юридическими лицами на утилизацию ртутьсодержащих компонентов, используемых организацией в рамках своей производственной деятельности, обусловленной полномочиями органа местного самоуправления. Иных доказательств ответчиком суду представлено не было. Таким образом, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде, препятствует реализации гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, обязание администрации МО <адрес> муниципального района <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>. В соответствие с требованиями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), подлежат применению положения об установлении срока, определяемого судом в размере 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которого решение должно быть исполнено. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствие с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий судья А.П. Грачев