о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности



Дело №2-161(2011)Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года                                                                        г. Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Беликова О.В.,

при секретаре Астанковой Н.Ю.,

с участием старшего помощника Красноармейского межрайонного прокурора Кошелева А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноармейского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>»                <адрес> о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности и к министерству образования <адрес> о понуждении обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Красноармейский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>» <адрес> (далее ГОУ «Детский <адрес>»                     <адрес>) о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности, к министерству образования <адрес> о понуждении обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности, указав, что сотрудниками Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес> в мае 2009 года была проведена проверка соблюдения ответчиком обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которой вынесено предписание по устранению нарушений. В ходе проведенной в 2011 году контрольной проверки был выявлен факт невыполнения требований предписания: 1). В поэтажных коридорах на путях эвакуации во всем здании имеется линолеум с более высокой пожарной опасностью, чем установлено нормативными документами, чем нарушено требование п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (Далее ППБ 01-03),утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

2). На первом этаже отсутствует дверь, отделяющая поэтажный коридор, ведущий в 5 группу, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03, СП 1.13130.2009; 3). Детские комнаты пятой группы выгорожены деревянными перегородками, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03; 4). Люки выхода в чердачное помещение выполнены не противопожарными, чем нарушены требования п. 7.4, 8.4 СниП 21-01097; 5). Дверь ведущая из коридора третьего этажа (третья группа) в чердачное помещение не противопожарная, чем нарушены требования п.п. 7.4, 8.4 СниП 21-01-97; 6). Помещения столярной и слесарной мастерских не отделено противопожарной дверью от административных помещений, чем нарушены требования п. 7.4 СниП 21-01-97; 7). Столярная мастерская не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены требования НПБ 104-03, НПБ 110-03.

Бездействие ответчиков в обеспечении содержания указанного здания влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, может привести к возникновению пожаров, создаст угрозу повреждения материальных ценностей, угрозу жизни и здоровью детей, а также работников образовательного учреждения.

В судебном заседании старший помощник Красноармейского межрайонного прокурора Кошелев А.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> Симоненко Н.Н. исковые требования признала.

Представитель Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, а в представленных суду возражениях на исковое заявление, указал, что иск не признает, поскольку в соответствии с Положением о министерстве образования <адрес> утвержденным постановлением <адрес> от 10.07,2007г. -П, министерство является органом исполнительной власти <адрес>, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере управления образованием, а также осуществляет в пределах своей компетенции распределение средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями министерства финансов области на содержание и развитие областных государственных образовательных учреждений и осуществляет контроль за их целевым использованием. Министерство образования области является главным распорядителем средств, министерство свои обязательства по финансированию выполнило и продолжает выполнять. Школа-интернат является учреждением, финансируемым за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год. В 2011 году указанные средства предусмотрены в <адрес> «Об областном бюджете на 2011 год». В соответствии с п.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ финансовый год начинается 1 января и действует по 31 декабря соответствующего года. Согласно ст.6 бюджетные обязательства предусмотренные в бюджете соответствующего субъекта подлежат исполнению в финансовом году, соответственно для министерства образования в отношении подведомственного учреждения должны быть исполнены до ДД.ММ.ГГГГ, а утвержденные министерством финансов области денежные средства будут перечисляться министерством образования в течение года. Кроме того срок устранения нарушений по предписанию установлен до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требования прокурора являются преждевременными.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Суд принимает признание иска ответчиком ГОУ «Детский <адрес>» <адрес>, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Из материалов дела следует, что в результате проверки соблюдения ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> требований пожарной безопасности, проведенной сотрудниками Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес>, было выявлено, что часть требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению требований пожарной безопасности не исполнены (л.д.13-16).

Кроме того, из представленных документов видно, что на момент рассмотрения дела неисполненным остались следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: 1). В поэтажных коридорах на путях эвакуации во всем здании имеется линолеум с более высокой пожарной опасностью, чем установлено нормативными документами, чем нарушено требование п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (Далее ППБ 01-03),утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; 2). На первом этаже отсутствует дверь, отделяющая поэтажный коридор, ведущий в 5 группу, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03, СП 1.13130.2009; 3). Детские комнаты пятой группы выгорожены деревянными перегородками, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03; 4). Люки выхода в чердачное помещение выполнены не противопожарными, чем нарушены требования п. 7.4, 8.4 СниП 21-01097; 5). Дверь ведущая из коридора третьего этажа (третья группа) в чердачное помещение не противопожарная, чем нарушены требования п.п. 7.4, 8.4 СниП 21-01-97; 6). Помещения столярной и слесарной мастерских не отделено противопожарной дверью от административных помещений, чем нарушены требования п. 7.4 СниП 21-01-97; 7). Столярная мастерская не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены требования НПБ 104-03, НПБ 110-03.

Факт неисполнения указанных требований также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика -ГОУ «Детский <адрес>» <адрес>.

При этом, ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные права, исполнять обязанности (л.д.23-36).

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГгода № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

На основании п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной зашиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст.38 того же закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 10 названных Правил закреплено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Доводы представителя Министерства образования <адрес> о том, что срок устранения этих нарушений согласно предписанию истекает ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания установлен до ноября 2009 года, нарушение не устранено и до настоящего времени.

С учетом исследованных доказательств, суд считает, что ответчиком ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> нарушаются требования пожарной безопасности, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем в части иска о понуждении министерства образования <адрес> - обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности суд считает необходимым в удовлетворении отказать по следующим основаниям.

Как видно из п.5 Положения о Министерстве образования, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П на Министерство образования возложены обязанности по осуществлению финансового обеспечения деятельности областных государственных учреждений образования и по распределению средств в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, по осуществлению контроля за их целевым использованием.

Из вышеуказанного видно, что выходить за пределы бюджетных ассигнований Министерство образования и науки не может.

Как следует из ответа министра образования <адрес> и не опровергнуто в судебном заседании прокурором, ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> в адрес министерства образования области были направлены заявки на финансирование мероприятий по исполнению предписаний надзорных органов 15.03,2011 года и ДД.ММ.ГГГГ и в 2011 году предусмотрены средства на исполнение предписаний территориальных органов Госпожнадзора в указанных учреждениях в рамках областной целевой программы «Развитие образования» на 2009 -2011 годы.

Таким образом, министерством образования <адрес> выполнены все необходимые меры по обеспечению финансирования подведомственного учреждения, доказательств же обратного, вопреки требованию ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования, суду истцом не представлено.

На основании ст.ст. 37,38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании", руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>» <адрес> устранить нарушения требований пожарного законодательства, изложенные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                                                    О.В. Беликов