ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2011 года г. Красноармейск Красноармейский городской суд Саратовской области в составе: Председательствующего судьи Беликова О.В., при секретаре Астанковой Н.Ю., с участием старшего помощника Красноармейского межрайонного прокурора Кошелева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноармейского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>» <адрес> о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности и к министерству образования <адрес> о понуждении обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Красноармейский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>» <адрес> (далее ГОУ «Детский <адрес>» <адрес>) о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности, к министерству образования <адрес> о понуждении обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности, указав, что сотрудниками Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес> в мае 2009 года была проведена проверка соблюдения ответчиком обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которой вынесено предписание № по устранению нарушений. В ходе проведенной в 2011 году контрольной проверки был выявлен факт невыполнения требований предписания: 1). В поэтажных коридорах на путях эвакуации во всем здании имеется линолеум с более высокой пожарной опасностью, чем установлено нормативными документами, чем нарушено требование п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (Далее ППБ 01-03),утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; 2). На первом этаже отсутствует дверь, отделяющая поэтажный коридор, ведущий в 5 группу, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03, СП 1.13130.2009; 3). Детские комнаты пятой группы выгорожены деревянными перегородками, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03; 4). Люки выхода в чердачное помещение выполнены не противопожарными, чем нарушены требования п. 7.4, 8.4 СниП 21-01097; 5). Дверь ведущая из коридора третьего этажа (третья группа) в чердачное помещение не противопожарная, чем нарушены требования п.п. 7.4, 8.4 СниП 21-01-97; 6). Помещения столярной и слесарной мастерских не отделено противопожарной дверью от административных помещений, чем нарушены требования п. 7.4 СниП 21-01-97; 7). Столярная мастерская не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены требования НПБ 104-03, НПБ 110-03. Бездействие ответчиков в обеспечении содержания указанного здания влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, может привести к возникновению пожаров, создаст угрозу повреждения материальных ценностей, угрозу жизни и здоровью детей, а также работников образовательного учреждения. В судебном заседании старший помощник Красноармейского межрайонного прокурора Кошелев А.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> Симоненко Н.Н. исковые требования признала. Представитель Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, а в представленных суду возражениях на исковое заявление, указал, что иск не признает, поскольку в соответствии с Положением о министерстве образования <адрес> утвержденным постановлением <адрес> от 10.07,2007г. №-П, министерство является органом исполнительной власти <адрес>, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере управления образованием, а также осуществляет в пределах своей компетенции распределение средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями министерства финансов области на содержание и развитие областных государственных образовательных учреждений и осуществляет контроль за их целевым использованием. Министерство образования области является главным распорядителем средств, министерство свои обязательства по финансированию выполнило и продолжает выполнять. Школа-интернат является учреждением, финансируемым за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год. В 2011 году указанные средства предусмотрены в <адрес> «Об областном бюджете на 2011 год». В соответствии с п.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ финансовый год начинается 1 января и действует по 31 декабря соответствующего года. Согласно ст.6 бюджетные обязательства предусмотренные в бюджете соответствующего субъекта подлежат исполнению в финансовом году, соответственно для министерства образования в отношении подведомственного учреждения должны быть исполнены до ДД.ММ.ГГГГ, а утвержденные министерством финансов области денежные средства будут перечисляться министерством образования в течение года. Кроме того срок устранения нарушений по предписанию № установлен до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требования прокурора являются преждевременными. Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Суд принимает признание иска ответчиком ГОУ «Детский <адрес>» <адрес>, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Из материалов дела следует, что в результате проверки соблюдения ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> требований пожарной безопасности, проведенной сотрудниками Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес>, было выявлено, что часть требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению требований пожарной безопасности не исполнены (л.д.13-16). Кроме того, из представленных документов видно, что на момент рассмотрения дела неисполненным остались следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: 1). В поэтажных коридорах на путях эвакуации во всем здании имеется линолеум с более высокой пожарной опасностью, чем установлено нормативными документами, чем нарушено требование п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (Далее ППБ 01-03),утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; 2). На первом этаже отсутствует дверь, отделяющая поэтажный коридор, ведущий в 5 группу, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03, СП 1.13130.2009; 3). Детские комнаты пятой группы выгорожены деревянными перегородками, чем нарушены требования п.п. 40, 53 ППБ 01-03; 4). Люки выхода в чердачное помещение выполнены не противопожарными, чем нарушены требования п. 7.4, 8.4 СниП 21-01097; 5). Дверь ведущая из коридора третьего этажа (третья группа) в чердачное помещение не противопожарная, чем нарушены требования п.п. 7.4, 8.4 СниП 21-01-97; 6). Помещения столярной и слесарной мастерских не отделено противопожарной дверью от административных помещений, чем нарушены требования п. 7.4 СниП 21-01-97; 7). Столярная мастерская не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены требования НПБ 104-03, НПБ 110-03. Факт неисполнения указанных требований также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика -ГОУ «Детский <адрес>» <адрес>. При этом, ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные права, исполнять обязанности (л.д.23-36). Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГгода № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. На основании п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной зашиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно ст.38 того же закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 10 названных Правил закреплено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Доводы представителя Министерства образования <адрес> о том, что срок устранения этих нарушений согласно предписанию № истекает ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания установлен до ноября 2009 года, нарушение не устранено и до настоящего времени. С учетом исследованных доказательств, суд считает, что ответчиком ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> нарушаются требования пожарной безопасности, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению. Вместе с тем в части иска о понуждении министерства образования <адрес> - обеспечить финансирование необходимое для устранения нарушений противопожарной безопасности суд считает необходимым в удовлетворении отказать по следующим основаниям. Как видно из п.5 Положения о Министерстве образования, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П на Министерство образования возложены обязанности по осуществлению финансового обеспечения деятельности областных государственных учреждений образования и по распределению средств в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, по осуществлению контроля за их целевым использованием. Из вышеуказанного видно, что выходить за пределы бюджетных ассигнований Министерство образования и науки не может. Как следует из ответа министра образования <адрес> и не опровергнуто в судебном заседании прокурором, ГОУ «Детский <адрес>» <адрес> в адрес министерства образования области были направлены заявки на финансирование мероприятий по исполнению предписаний надзорных органов 15.03,2011 года и ДД.ММ.ГГГГ и в 2011 году предусмотрены средства на исполнение предписаний территориальных органов Госпожнадзора в указанных учреждениях в рамках областной целевой программы «Развитие образования» на 2009 -2011 годы. Таким образом, министерством образования <адрес> выполнены все необходимые меры по обеспечению финансирования подведомственного учреждения, доказательств же обратного, вопреки требованию ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования, суду истцом не представлено. На основании ст.ст. 37,38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании", руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Детский <адрес>» <адрес> устранить нарушения требований пожарного законодательства, изложенные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части иска отказать Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий судья О.В. Беликов