о восстановлении в льготной очереди на получение жилья



Дело №2-329 (2011г.)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07июля2011года                                                                            г.Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Колотухина В.В.,

при секретаре Ильченко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скоров Н.Н. к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего уволенного по сокращению штатов,признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы,взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего уволенного по сокращению штатов,признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы,взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.В исковом заявлении указывается,что в декабре1997года,после увольнения из рядов Вооруженных Сил <адрес>,заявитель прибыл на постоянное место жительства в <адрес>,где стал проживать в квартире,принадлежащей его супруге.При этом полученную от Министерства обороны <адрес> квартиру в <адрес> он приватизировал и продал.07.02.2001года он был поставлен на льготную очередь на получение жилья с составом семьи два человека.В2002году его супруга подарила квартиру,в которой они проживали в <адрес>,их дочери.Однако25.04.2011года он был исключен из очереди на получение жилья.Действиями ответчика ему был причинен моральный вред,выразившийся в длительном ожидании решения вопроса о предоставлении жилья,нервными срывами и стрессами.Просил суд восстановить его в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего уволенного по сокращению штатов,признать незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы,взыскать с ответчика материальный ущерб в виде упущенной выгоды за поднаем жилья в период с01.01.2007года по01.07.2011года в размере64800рублей и компенсацию морального вреда в размере50000рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования идал показания в соответствии с иском,дополнив,что с30.08.1969года по10.04.1992года проходил службу в Вооруженных Силах СССР,а с31декабря1994года по20декабря1997года проходил службу по контракту в Вооруженных Силах <адрес>,откуда был уволен по достижении предельного возраста.В настоящее время жилым помещением он не обеспечен,в связи с чем,вынужден его арендовать у своей дочери ФИО4Указанные в иске требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы содержались в уведомлении администрации Красноармейского муниципального района,которое было получено им в2001году и впоследствии утеряно.

Представитель администрации Красноармейского муниципального района <адрес> ФИО5исковые требования не признал и пояснил,что истец не приобрел право на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях,предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих» и не подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,так как уволен из Вооруженных Сил <адрес> после31декабря1994года.Кроме того,при постановке на учет для получения жилья ФИО3скрыл наличие у супруги в собственности <адрес>.Каких-либо требований о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы администрация к истцу не предъявляла.Считает,что оснований для взыскания денежной компенсации за наем жилого помещения и взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Выслушав пояснения сторон,исследовав материалы дела,суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует,что ФИО3является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на учете в военном комиссариате                                     <адрес> (л.д.19,120-122),проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР с30.08.1969года по10.04.1992года (л.д.34),уволен приказом Главнокомандующего объединенными Вооруженными силами СНГ от06марта1992года по сокращению штатов (л.д.23),назначен приказом министра обороны <адрес> от29ноября1994года на должность начальника2-го отделения Ходжентского райвоенкомата с31декабря1994года (л.д.14),уволен приказом министра обороны <адрес> от15декабря1997года в запас по возрасту (л.д.24,35) и исключен из списков части приказом <адрес> военного комиссара от20декабря1997года (л.д.18).

Управлением Министерства обороны <адрес> за ФИО3была закреплена двухкомнатная квартира по адресу:Сугдская область                            <адрес>кв.16,которая была им приватизирована на основании решения хукумата за от31.12.1992года,а затем согласно договора купли-продажи от26.11.1997года продана гражданке ФИО6 (л.д.61,62,63,66).

Кроме того,из представленных документов видно,что истец с12.05.1984года по настоящее время состоит в зарегистрированном браке со Скоров Н.Н. (до брака Ануфриевой) Марией Ивановной (л.д.96),которая являлась собственником <адрес>дома №28по <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи от21.02.1997года (л.д.112,113,115) и по договору дарения от19.04.2002года подарила эту квартиру ФИО7 (л.д.117,118).

С05ноября2003года по настоящее время ФИО3зарегистрирован и проживает в <адрес>дома №215-го микрорайона <адрес>,которую арендует у собственника ФИО4на основании договора найма (л.д.25-27,48-49,50,73-74).

Постановлением главы администрации ОМО <адрес> от07.02.2001года поставлен на учет для получения жилого помещения,на льготную очередь,как военнослужащий уволенный в запас (л.д.42).

Постановлением главы администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от29.12.2006года,Скоров Н.Н.исключен из списков очередников граждан,нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.71-72),на основании представления заместителя Красноармейского межрайонного прокурора от23.07.2010года (л.д.79-80),постановлением главы администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от18.08.2010года восстановлен в вышеназванном списке (л.д.81),но постановлением главы администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от25.04.2011года,Скоров Н.Н.вновь исключен из списков граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.140,142).

С01.01.2007года истцу прекращена выплата компенсации за поднаем жилья в связи с отсутствием справки администрации на2007год,выплата возобновлена с11ноября2010года на основании справки о восстановлении в очереди на получение жилья,выплата вновь прекращена с01января2011года в связи с отсутствием справки администрации о состоянии в списке очередников на получение жилья (л.д.143).

В соответствии с пунктом1ст.15Федерального закона от27мая1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях,которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3ст.2указанного Федерального закона,за гражданами,проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР,других воинских формированиях Союза ССР и государств-участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,организации других государств,ранее входивших в состав Союза ССР,сохраняются социальные гарантии и компенсации,предусмотренные настоящим Федеральным законом,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями граждан,уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,общая продолжительность военной службы которых составляет10лет и более и которые до1января2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина,уволенного с военной службы,в форме предоставления:жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.2.1ст.15Федерального закона от27мая1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Правительство Российской Федерации Постановлением от6сентября1998года N1054утвердило Правила учета военнослужащих,подлежащих увольнению с военной службы,и граждан,уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы,нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее-Правила учета).

В пункте1Правил учета устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих,граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей,имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья,построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Таким образом,данные Правила учета определяют порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства тех лиц,которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

В соответствии со ст.62Закона Российской Федерации от11февраля1993года N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" гражданин Российской Федерации,проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР),сохранял правовое положение военнослужащего,предусмотренное законодательством Российской Федерации,в том числе и по обеспечению его жильем,только до окончания переходного периода.В силу статьи56данного Закона Российской Федерации и пункта2Постановления Верховного Совета Российской Федерации от11февраля1993года N4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до31декабря1994года.

В соответствии с пунктом5Постановления Верховного Совета Российской Федерации от19мая1993года N4983-1 "О некоторых мерах,связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации,проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств-республик бывшего СССР,сохраняли правовое положение военнослужащего,предусмотренное законами Российской Федерации,до31декабря1999года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров.При несоблюдении же закрепленных в данном Постановлении условий правовое положение указанных лиц,предусмотренное законами Российской Федерации,сохранялось только до31декабря1994года.

В соответствии с п.3ст.2Федерального закона "О статусе военнослужащих" за гражданами,проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР,других воинских формированиях СССР и государств-участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,организации других государств,ранее входивших в состав СССР,сохраняются социальные гарантии и компенсации,предусмотренные данным Федеральным законом,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

В судебном заседании установлено,что истец после распада СССР избрал местом жительства Республику Таджикистан,где стал проходить военную службу в Вооруженных силах этой республики и не уволился с неё в течение соответствующего переходного периода,реализовал свое право на жилище на территории <адрес>,в связи с чем суд считает,что истец не приобрел права на получение жилого помещения в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и лиц,уволенных с военной службы,а потому исковые требования о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего уволенного по сокращению штатов не могут быть удовлетворены.

Доводы истца о наличии у него права на льготное обеспечение жильем в соответствии с Соглашением "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих,граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей в государствах-участниках СНГ" от14февраля1992года,суд находит несостоятельным,поскольку до настоящего времени для России указанное Соглашение не вступило в силу.

В соответствии с абзацем вторым пункта14ст.15Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей,вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до1января2005года в муниципальных образованиях,им ежемесячно подлежит выплате денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах,которые определяются Правительством Российской Федерации.

Анализ названной законодательной нормы показывает,что при отсутствии жилья для постоянного проживания все граждане,уволенные с военной службы,и члены их семей,вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до1января2005года,имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

В пункте4Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации,уволенным с военной службы,и членам их семей",утвержденному Постановлением Правительства РФ от31.12.2004N909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации,проходящим военную службу по контракту,гражданам Российской Федерации,уволенным с военной службы,и членам их семей" указано,что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам,уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до1января2005года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях,-до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Из изложенного можно сделать вывод о том,что право на получение названной денежной компенсации имеют только те граждане,которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.Учитывая,что ФИО3не приобрел право на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях,предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих»,суд считает,что исковые требования о взыскании с ответчика материального ущерба в виде упущенной выгоды за поднаем жилья в период с01.01.2007года по01.07.2011года в размере64800рублей не подлежат удовлетворению.

Доказательств предъявления ответчиком требований о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы,Скоровым Н.Н.в силу ст.56ГПК РФ не представлено,в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.

В соответствии со ст.151Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями,нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага,а также в других случаях,предусмотренных законом,суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий,связанных с индивидуальными особенностями лица,которому причинен вред.

       Принимая во внимание,что ответчиком не были совершены неправомерные действия,причинившие за собой физические и нравственные страдания,суд приходит к выводу,что исковые требования Скоров Н.Н.о взыскании компенсации морального вреда также не могут быть удовлетворены.

Таким образом,учитывая изложенные обстоятельства,суд считает,чтоисковые требования по вышеуказанным основаниям не подлежат удовлетворению.

На основании Федерального закона от27мая1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих",ст.151ГК РФ,руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ,суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Скоров Н.Н. к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего уволенного по сокращению штатов,признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы,взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение10дней.

Председательствующий судья                                                           В.В.Колотухин