Дело №2-444(2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июля 2011 года г. Красноармейск Красноармейский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Беликова О.В., при секретаре Пряхине А.С., с участием старшего помощника Красноармейского межрайонного прокурора Науменкова А.Н., рассмотрев в дело по заявлению Красноармейского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Красноармейского муниципального района в непринятии мер к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный» незаконным и обязании ответчика - принять меры к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный», УСТАНОВИЛ: Красноармейский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Красноармейского муниципального района в непринятии мер к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный» незаконным и обязании ответчика - принять меры к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный», указав, что Красноармейской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что на территории Красноармейского муниципального района <адрес> в 1,6 км. северо-западнее <адрес> находится гидротехническое сооружение - пруд «Зеркальный» на котором имеется земляная плотина. Длина плотины составляет 300 м, высота 13 метров, ширина по гребню 8 метров, шириной по низу 128 метров. Указанное гидротехническое сооружение находится на балансе администрации Красноармейского муниципального района, что подтверждается информацией предоставленной главой администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и-11/2671. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований: в том числе и путем представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. А согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Ответственность за безопасность гидротехнических сооружений является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако в ходе проведенной проверки установлено, что гидротехническое сооружение - пруд Зеркальный на котором расположёна плотина эксплуатируется в отсутствие декларации безопасности, в связи с чем существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, возможен несанкционированный сброс воды из пруда и подтопление близлежащих населенных пунктов, причинение ущерба окружающей природной среде. Таким образом, не получение администрацией Красноармейского муниципального района <адрес> декларации безопасности, свидетельствует о невыполнении данным органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", создает угрозу возникновения аварии и (или) чрезвычайной ситуации, причинению вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, причинению вреда окружающей среде, что нарушает права неопределенного круга лиц - населения района на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор Науменков А.Н. требования, указанные в заявлении, поддержал и дал показания, аналогичные исковым требованиям. Представитель заинтересованного лица - администрации Красноармейского муниципального района Бурдеев Ю.А. требования заявления признал в полном объеме и пояснил, что указанное гидротехническое сооружение действительно находится в собственности администрации Красноармейского муниципального района, имеет 4 класс опасности и является гидродинамически опасным, но из-за недостатка средств администрация района не смогла до настоящего времени декларировать данный потенциально опасный объект - гидротехническое сооружение на овраге «Большой» пруд «Зеркальный». Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения, эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. В силу ст.8 вышеназванного Федерального закона, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований: в том числе и путем представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Из положений ст.ст.7,9 вышеуказанного закона следует, что все гидротехнические сооружения должны вноситься в ФИО1 регистр гидротехнических сооружений. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, организовывать и финансировать мероприятия по их эксплуатации, а так же работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, указанное гидротехническое сооружение находится в собственности администрации Красноармейского муниципального района (л.д.70). Таким образом, на администрации Красноармейского муниципального района лежит обязанность по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный» и по декларированию данного потенциально-опасного объекта. В то же время, согласно ответу главы администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-74) видно, что гидротехническое сооружение на овраге «Большой» (пруд «Зеркальный») до настоящего времени не имеет декларации безопасности потенциально-опасного объекта, так как финансовыми средствами для декларирования потенциально-опасного объекта ГТС на овраге «Большой» администрация района не располагает. Таким образом, бездействие администрации Красноармейского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный» является незаконным, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и причинению ущерба окружающей природной среде, а также здоровью жителей Красноармейского муниципального района. Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и право на охрану здоровья. В связи с изложенным требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании ст.ст. 41,42 Конституции Российской Федерации, ст.ст.7-10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный», незаконным. Обязать администрацию Красноармейского муниципального района <адрес>, принять меры к получению декларации безопасности гидротехнического сооружения на овраге «Большой» пруд «Зеркальный». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий судья: Беликов О.В.