Дело №2-694 (2011) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 декабря 2011 года г. Красноармейск Красноармейский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Королевой Н.М., при секретаре Астанковой Н.Ю., с участием старшего помощника Красноармейского межрайонного прокурора Науменкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноармейского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Милана» об обязании обустроить пандус при входе в помещение магазина «Милана», расположенного по адресу: <адрес>, 5 микрорайон, <адрес> для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, У С Т А Н О В И Л: Красноармейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Милана» (далее - ООО «Милана») об обязании обустроить пандус при входе в помещение магазина «Милана», расположенного по адресу: <адрес>, 5 микрорайон, <адрес>, для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, указав, что Красноармейской межрайонной прокуратурой совместно с главным специалистом-экспертом отдела по работе с инвалидами информационно аналитического управления Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, в ходе которой установлено, что на территории Красноармейского муниципального района по адресу: <адрес>, 5 микрорайон, <адрес>, действует магазин «Милана», принадлежащий ООО «Милана», являющийся объектом социальной инфраструктуры города. Помещение магазина расположено на первом этаже пятиэтажного здания. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", распоряжению правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в <адрес>" и п.3.9 СниП 35-01-2001, ООО «Милана» обязано создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, однако, в нарушение указанных норм закона перед входом в магазин «Милана» расположено крыльцо из четырех ступеней, не оборудованных пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей на менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Кроме того, в соответствии с п. 3.23 указанных выше строительных норм и правил, ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса отрытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Данное нарушение приводит к невозможности доступа маломобильных граждан в магазин, являющийся объектом социальной инфраструктуры, что нарушением их права. В судебном заседании старший помощник прокурора Науменков А.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика, директор ООО «Милана», Бородин А.В. в судебном заседании признал исковые требования. Представитель администрации Красноармейского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражает против удовлетворения исковые требований прокурора. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям. В силу ч.ч.1, 2 ст.7 Конституции РФ, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Так, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры, образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; иные объекты, а также производственные объекты и объекты малого бизнеса. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе пандусами и поручнями при входах в здания. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм. Как следует из материалов дела согласно договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Милана» арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для осуществления торговой деятельности на срок, с момента государственной регистрации договора по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Согласно п. 5.2 указанного договора арендатор обязан содержать арендуемое имущество в полной исправности и надлежащем техническом санитарном и противопожарном состоянии, выделяя для этих целей необходимые средства, допускаются инвестиции, направленные на улучшение и реконструкцию арендуемого имущества. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что ООО «Милана», в настоящее время, владеющее и использующее объект социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к указанному объекту. Вместе с тем, согласно отчету об обследовании магазина «Милана» ООО «Милана», на предмет допустимости для инвалидов и иных маломобильных групп населения, перед входом в магазин расположено крыльцо, состоящее из четырех ступеней, не оборудованное пандусом и поручнями, что не соответствует санитарным нормам и правилам СНиП 35-01-2001. Дверной проем имеет порог, высотой 2,5 см, что не соответствует п. 3.23 СНиП 35-01-2001 (л.д. 21). Таким образом, условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в помещение магазина не создано. При таких обстоятельствах, учитывая указанные выше нормы закона, а также то, что заявленные требования подтверждены материалами дела и признаны ответчиком, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Красноармейского межрайонного прокурора. На основании ст.7 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать общество с ограниченной ответственностью «Милана» обустроить пандус при входе в помещение магазина «Милана», расположенного по адресу: <адрес>, 5 микрорайон, <адрес>, для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья Н.М. Королева