о возмещении морального вреда причиненного ДТП



                                                                                                                                          Дело №2-33 (2012 г.) Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2012 года                                                               г. Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Колотухина В.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием: старшего помощника Красноармейского межрайонного прокурора ФИО3,

адвоката ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терновской Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Красноармейское АТП» о возмещении морального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Красноармейское АТП» (далее ООО «Красноармейское АТП») о возмещении морального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием (далее - ДТП). Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 50 мин. на 327 км. трассы Сызрань-Волгоград работник ООО «Красноармейское АТП» Ковалев В.А., управляя автобусом ПАЗ 32053 регистрационный знак АЕ 463 64 регион, нарушил правила дорожного движения и совершил ДТП, в результате которого ей был причинен перелом правой голени. За совершение данного ДТП Ковалев В.А. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.15 КоАП РФ. В связи с полученной травмой, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на амбулаторном лечении у врача травматолога, после чего на протяжении 2 месяцев проходила лечение у врача хирурга с диагнозом посттравматический артроз. Вышеуказанными действиями ей был причинен моральный вред, складывающийся из физических и нравственных страданий, выразившихся в переживаниях за свое здоровье, ограничении в свободе передвижения, сильной боли. Просила суд взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования идала показания аналогичные описательной части решения, дополнив, что в момент дорожно-транспортного происшествия она в качестве пассажира находилась в салоне рейсового автобуса под управлением водителя Ковалева В.А. На 327 км. трассы Сызрань-Волгоград Ковалев В.А. допустил столкновение автобуса с автомобилем «Форд», двигавшимся в попутном направлении. Двухлодыжечный перелом правой голени ей был причинен в результате удара ногой о поручень входной двери пассажиров.

Представители ООО «Красноармейское АТП» Зотов И.А. и Кошкин А.П. исковые требования не признали, пояснив суду, что считают указанный в иске размер компенсации морального вреда завышенным. Подтвердили суду факт совершения ДТП, в совершении которого был признан виновным водитель Ковалев В.А., находившийся в тот момент в трудовых отношения с ООО «Красноармейское АТП» и управлявший автобусом, принадлежащим данному предприятию. Не оспаривали факт причинения истице телесных повреждений в результате ДТП.

Третье лицо Ковалев В.А. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ около 12 час. 50 мин. он, управляя рейсовым пассажирским автобусом, следовал по маршруту Красноармейск-Саратов. На 327 км. трассы Сызрань-Волгоград он допустил столкновение со следовавшим в попутном направлении автомобилем «Форд-Куга», в результате чего, находившаяся в салоне автобуса пассажир Терновская Л.В. получила травму ноги и была отправлена в Саратовскую областную больницу.

Из показаний свидетеля Петренко В.Н., следует, что ДД.ММ.ГГГГ она проводила Терновскую Л.В. до автобуса, следовавшего в 11 часов 30 минут по маршруту Красноармейск-Саратов. В тот же день Терновская Л.В. по телефону сообщила о том, что автобус попал в аварию и ей причинена травма ноги.

По показаниям свидетеля Метелиной Л.В., после полученной травмы ноги истица испытывала физическую боль, переживала за свое здоровье и нуждалась в психологической поддержке.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить исковые требования, но в меньшем размере, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 50 мин. на 327 км. трассы Сызрань-Волгоград Ковалев В.А., управляя автобусом ПАЗ 32053 государственный регистрационный знак АЕ 463 64 регион, в нарушение п. 9.10 Правил дорожного движения, неправильно выбрал дистанцию и допустил столкновение с автомобилем «Форд-Куга» государственный регистрационный знак Н 111 ВО 63 регион, в связи с чем, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д.6).

Аналогичные обстоятельства ДТП были установлены актом служебного расследования, проведенного ООО «Красноармейское АТП» (л.д.62-63).

Как установлено в судебном заседании и подтверждено сторонами, в результате названного ДТП находившейся в автобусе в качестве пассажира Терновской Л.В. был причинен двухлодыжечный перелом правой голени без смещения. ДД.ММ.ГГГГ истице в связи с полученной травмой была оказана медицинская помощь в государственном учреждении здравоохранения «Областная клиническая больница», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на амбулаторном лечении травмпункте муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница №1» г. Энгельса, после чего наблюдалась у врача хирурга (л.д.7-8,10,82,84-102).

Кроме того, из представленных документов видно, что на момент совершения ДТП Ковалев В.А. находился в трудовых отношениях с ООО «Красноармейское АТП» (л.д.56-59).

Собственником автобуса ПАЗ 32053 регистрационный знак АЕ 463 64 регион, на котором ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. Ковалев В.А. выехал с автовокзала по маршруту Красноармейск-Саратов, является ООО «Красноармейское АТП» (л.д.60,61,83).

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Пунктом 1 ст.1068 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Исходя из положений п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В пункте 2 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 №10 «О компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что истице в результате ДТП причинены физические и нравственные страдания.

Судом установлено, что моральный вред истице причинен по вине работника ООО «Красноармейское АТП», при эксплуатации источника повышенной опасности, которым ответчик владел по праву собственности, а потому суд приходит к выводу, что именно на данную организацию должна быть возложена ответственность за выплату компенсации морального вреда.

Доводы представителей ООО «Красноармейское АТП» Зотов И.А. и Кошкин А.П. о том, что последствия ДТП были бы иными, если бы Терновская Л.В. была пристегнута ремнем безопасности, суд находит несостоятельным, поскольку в силу пункта 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями.

Доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, достоверно свидетельствующих о том, что вред причинен вследствие непреодолимой силы либо умысла Терновской Л.В., ответчиком суду не представлено.

Обстоятельств, при наличии которых ООО «Красноармейское АТП» полностью освобождалось бы от обязанности возместить моральный вред, причиненный истице, не имеется.

Пунктом 2 ст.1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, характер и степень причиненных истице физических и нравственных страданий, связанных с ее индивидуальными особенностями, отраженными в представленных ею медицинских документах, период нахождения на лечении и ограничения в свободе передвижения, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

На основании ст.ст. 151, 1068, 1079, 1100, 1101 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Красноармейское АТП» в пользу Терновской Л.В. компенсацию морального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием в сумме 50000 рублей.

      В удовлетворении остальной части иска отказать.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение 1 месяца.

Председательствующий судья                                                      В.В. Колотухин