решение о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации района



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

12 июля 2010 года с. Красноармейское

            Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К.,

 с участием:

-  помощника прокурора Красноармейского района Самарской области - Мурзабаевой Ж.И.,

- представителя ответчика – Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - Бачеровой И.В., действующей на основании доверенности,

- представителя заинтересованного лица – заведующей МДОУ детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка» муниципального района Красноармейский Самарской области – Чаплыгиной В.И., действующей на основании приказа,

при секретаре  - Гребешковой Л.Б.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-497/2010 по заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чебурашка» (неопределенного круга лиц) об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л :

           Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, указав, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Чебурашка» требований законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности, исполнения требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка» с.Красноармейское Красноармейского района Самарской области:

 - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.9 табл.1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03);

-  здание не оборудовано системой оповещения управления эвакуации людей при пожаре (п.3 ППБ 01-03, п.7 табл.2 НПБ 104-03);

-  помещение класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек не имеют двух эвакуационных выходов (помещение музыкального зала, спортзала, бассейна) (п.3 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21-01-97*);

-  отсутствуют светильники над каждым входом в здание (п.3 ППБ, п.7.1.55 ПУЭ);

-  электрощитовая установлена так, что доступ имеется не только для обслуживающего персонала, не отделена перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. (в тамбуре центрального входа) ( п.3 ППБ 01.03, п.7.1.28 ПУЭ, п.1.82 СНиП 2.08.02-89*, п.1.1, 1.4*, 5.14*, СНиП 21-01-97);

-  в чердаке здания выходы на кровлю менее 0,6х0,8 м.,данные выходы не оборудованы стационарными лестницами (п.3 ППБ 01-03, п.8.4 СНиП 22-01-97*);

-  дверь помещения электрощитовой для бассейна не имеет требуемой предел огнестойкости (п.3 ППБ 01-03, табл.1*, табл.2* СНиП 21-01-97*, п.1.82 СНиП 2.08.02-89*).

            Длительный период времени автоматическая пожарная сигнализация в  здании МДОУ не устанавливается, финансирование на её установку в бюджете района не предусмотрено. До настоящего времени предписания ОГПН м.р. Красноармейский и Пестравский в части оборудования зданий автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также иных нарушений не исполнено. Самостоятельно МДОУ детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»   не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. Администрацией Красноармейского района финансирование на устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности не осуществляется. Бездеятельность органов местного самоуправления может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров. Прокурор района просит признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации Красноармейского района, обязать Администрацию района устранить вышеуказанные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка».

            В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаева Ж.И. поддержала заявление прокурора по указанным в нём основаниям, пояснив, что исключительно по письменным обращениям прокуратуры Красноармейского района Самарской области Министерством науки и образования Самарской области в областную целевую программу по обеспечению средствами пожарной безопасности включены муниципальные образовательные учреждения района и их структурные подразделения, а должностные лица Администрации района в данном вопросе бездействуют, что является нарушением законодательства. Кроме того, в настоящее время детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»  ведет образовательную деятельность без лицензии. Без выполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности МДОУ детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»  не может быть выдана данная лицензия, а невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу для здоровья и жизни воспитанников и работников данного учреждения.

            Представитель ОГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский МЧС России по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.

            Представитель ответчика Бачерова И.В. в судебном заседании требования прокурора не признала и суду пояснила, что средства на установку пожарной сигнализации в бюджете района не предусмотрены, так как на эти нужды выделяются средства из областного бюджета. Администрация района обращалась в  Министерство науки и образования Самарской области с данным вопросом и согласно ответов денежные средства на данные нужды будут выделены в 2010 году, согласно заранее согласованному списку. Таким образом, в действиях должностных лиц администрации нарушений законодательства не имеется, а поэтому просит требования прокурора, указанные в заявлении не удовлетворять.

            Заведующий МДОУ детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»  Чаплыгина В.И. суду показала, что действительно в ходе проверок ОГПН выявила нарушения требований пожарной безопасности, в частности:

 - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.9 табл.1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03);

-  здание не оборудовано системой оповещения управления эвакуации людей при пожаре (п.3 ППБ 01-03, п.7 табл.2 НПБ 104-03);

-  помещение класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек не имеют двух эвакуационных выходов (помещение музыкального зала, спортзала, бассейна) (п.3 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21-01-97*);

-  отсутствуют светильники над каждым входом в здание (п.3 ППБ, п.7.1.55 ПУЭ);

-  электрощитовая установлена так, что доступ имеется не только для обслуживающего персонала, не отделена перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. (в тамбуре центрального входа) ( п.3 ППБ 01.03, п.7.1.28 ПУЭ, п.1.82 СНиП 2.08.02-89*, п.1.1, 1.4*, 5.14*, СНиП 21-01-97);

-  в чердаке здания выходы на кровлю менее 0,6х0,8 м., данные выходы не оборудованы стационарными лестницами (п.3 ППБ 01-03, п.8.4 СНиП 22-01-97*);

-  дверь помещения электрощитовой для бассейна не имеет требуемой предел огнестойкости (п.3 ППБ 01-03, табл.1*, табл.2* СНиП 21-01-97*, п.1.82 СНиП 2.08.02-89*).

         В настоящее время установлены светильники над входами в здание детского сада. При проведении проверки совместно с инспектором ОГПН было установлено соответствие размеров чердачных выходов, электрощитовая постоянно находится под замком, то есть доступ к ней посторонних лиц исключен. Сделать перегородку в электрощитовой не представляется возможным, так как это приведет к уменьшению прохода, то есть к другому нарушению пожарной безопасности. Расширить проход не представиться возможным, так как здание детского сада построено несколько десятков лет назад, а правила пожарной безопасности действуют с 2002-2003 годов. Лестница на чердачное помещение имеется. Согласно областной целевой программы денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре будут выделены в 2010 году. Проектно-сметная документация имеется.

            Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, объяснения представителей заинтересованных сторон, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора района.

             В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ  / прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации…

             Ст.31 Закона РФ «Об образовании от 10.07.1992г. №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

              В силу ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожранной безопасности» / руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

              В соответствии со ст. 38 ФЗ-69 « О пожарной безопасности» / ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

             Согласно ст. 210 ГК РФ / собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

             Согласно ч.1 ст. 29 ФЗ № 3266 от 10.07.1992г. «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: / обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования… посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учетные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)…

            Из вышесказанного следует, что Министерство науки и образования осуществляется лишь общеобразовательный процесс, а бремя содержания зданий лежит на органах местного самоуправления.

           Также, суд приходит к выводу о несостоятельности утверждений представителя ответчика о том, что не могут быть признаны незаконными бездействия должностных лиц Администрации на том основании, что денежные средства на данные нужды в бюджете района отсутствуют.

           О бездействии должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области свидетельствуют предписания, ежегодно выписываемые ОГПН, в которых, отмечается отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре.

            Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Красноармейского района Самарской области требований.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

            Заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»   Красноармейского района Самарской области (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка»  Красноармейского района Самарской области, удовлетворить.

            Признать бездействие должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным.

             Обязать Администрацию Красноармейского района Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №19 комбинированного вида «Чебурашка», а именно - установить автоматическую пожарную сигнализацию и оборудовать здание системой оповещения управления эвакуации людей при пожаре, оборудовать помещение электрощитовой для бассейна дверью с требуемым пределом огнестойкости, в помещении класса Ф 1.1, предназначенным для одновременного пребывания более 10 человек установить не менее двух эвакуационных выходов.

             Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Султангалиев Х.К.