Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (мотивированное) 01 июня 2011 года с. Красноармейское Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К., с участием: помощника прокурора Красноармейского района Самарской области - Мурзабаевой Ж.И., представителя ответчика - Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - Уразгулова Р.Х., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица - директора МОУ Арсентьевской ООШ муниципального района Красноармейский Самарской области - ФИО4, действующей на основании приказа, представителя заинтересованного лица - инспектора ОНД по муниципальному району Пестравский и Красноармейский Самарской области - ФИО5, при секретаре - Гребешковой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2011 по заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Арсентьевская основная общеобразовательная школа (неопределенного круга лиц) об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, указав, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения муниципальным образовательным учреждением Арсентьевская основная общеобразовательная школа (далее МОУ Арсентьевская ООШ) требований законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнения требований пожарной безопасности. В результате проведенной проверки установлено, что образовательным учреждением требования законодательства о противопожарной безопасности выполняются не в полном объеме. В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране в интересах охраны здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Здание МОУ Арсентьевская ООШ принадлежит муниципальному образованию - муниципальному району Красноармейский. Так, в МОУ Арсентьевская ООШ, согласно предписания №125 от 28.05.08, а также приложения к акту проверки готовности к 2010-2011 учебному году отдела надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: - дверь на пути эвакуации через помещение группы открывается не по ходу выхода из здания (нарушение п.52 ППБ 01-03); - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применен горючий материал (краса) - (нарушение п.53 ППБ 01-03); - на пути эвакуации, в фойе ковровые дорожки не прикреплены жестко к полу (нарушение п.56 ППБ 01-03). До настоящего времени указанные нарушения требований пожарной безопасности в вышеуказанных зданиях МОУ Арсентьевская ООШ не устранены. Это может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров. Без выполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности структурному подразделению МОУ Арсентьевская ООШ не может быть выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Длительный период времени указанное структурное подразделение МОУ не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в настоящее время указанное учреждение МОУ ведет образовательную деятельность без лицензии. Сложившееся положение само по себе создает для педагогических работников, воспитанников, других лиц, опасные условия нахождения в данном образовательном учреждении. Самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. Администрацией Красноармейского района финансирование на устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности не осуществляется. Бездеятельность органов местного самоуправления может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров. Таким образом, администрация муниципального района Красноармейский как орган местного самоуправления обязана устранить нарушения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в МОУ Арсентьевская ООШ. Также прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья учащихся и воспитанников в МОУ Алексеевская СОШ. В результате проведенной проверки установлено, что МОУ Арсентьевская ООШ требования законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников выполняются не в полном объеме. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, установлено, что несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.28 вышеуказанного Закона «Об образовании» в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; Требования к зданиям общеобразовательных учреждений предусмотрены СанПиН 2.4.2.1178-02, «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №44 от 28.11.02 г. В соответствии с п.2.3.22 Санитарно-эпидемиологическим правил СанПиН № 2.4.2.1178-02, медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1. В ходе проведения проверки было установлено, что в здании МОУ Арсентьевская ООШ помещений медицинского пункта, отвечающего требованиям СанПиН № 2.4.2.1178-02, не имеется. Соответственно в МОУ Арсентьевская ООШ отсутствует какое-либо медицинское оборудование. В связи с указанными нарушениями, прокуратурой Красноармейского района в мае 2010 года в адрес главы муниципального района Красноармейский было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. До настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Самостоятельно МОУ Арсентьевская ООШ не может устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников. Все вышеуказанные нарушения ставит под угрозу жизнь и здоровье детей (учащихся и воспитанников) МОУ Арсентьевская ООШ Красноармейского района, свидетельствует о невыполнении служебных обязанностей ответственными должностными лицами. На основании изложенного ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.31 ч.1 п.4 ФЗ РФ «Об образовании», ст.ст.45, 131, 254, 255 ГПК РФ прокурор района просит: 1.Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. 2.Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Арсентьевская основная общеобразовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: - дверь на пути эвакуации через помещение группы монтировать для открывания по ходу выхода из здания; - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не применять горючий материал; - на пути эвакуации, в фойе ковровые дорожки прикрепить жестко к полу. 3. Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Арсентьевская ООШ. 4. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Арсентьевская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. 16.05.2011 года в Красноармейский районный суд Самарской области поступило ходатайство прокурора Красноармейского района Самарской области о дополнении исковых требований по данному делу, в котором он указал, что прокуратурой Красноармейского района с привлечением сотрудников ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка». Так, в указанном здании МОУ Арсентьевская ООШ (структурное подразделение детский сад «Ромашка», согласно информации ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский №118-2-32 от 29.04.11 выявлены нарушения: 1. на дверях чердачного помещения отсутствует информация о месте хранения ключей (с обеих сторон) (Основание: ППБ 01- 03 п. 44); 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. не предусмотрены ограждения с перилами (Основание: ППБ 01-03 п. 3; п. 51; СНиП 21-01-97 п. 6.28*); 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. не предусмотрены ограждения с перилами (Основание: ППБ 01-03 п. 3; п. 51; СНиП 21-01-97 п. 6.28*); 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. не предусмотрены ограждения с перилами (Основание: ППБ 01-03 п. 3; п. 51; СНиП 21-01-97 п. 6.28*); 5. на дверях подвального помещения отсутствует информация о месте хранения ключей (с обеих сторон) (Основание: ППБ 01- 03 п. 44); 6. ширина и высота проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) не соответствуют требованиям (разрушены) (основание: ППБ 01-03, п. 3 СНиП 21-01-97* п. 6.30); 7. в помещении прачечной установлена штепсельная розетка (Основание: ППБ 01-03 п. 3; ПУЭ гл. 7 п. 7.1.48); 8. отсутствует инструкция о порядке действия дежурного персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации (Основание: ППБ 01-03 п. 3; РД 009-01-96 п. 1.1.1; п. 1.5.1; п. 3.1.6); 9. Для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применены материалы (линолеум) с высокой пожарной опасностью (основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*); 10. снята предусмотренная проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник) (Основание: ППБ 01-03 п. 40); 11. отверстие в месте пересечения электрического кабеля с противопожарной преградой не заделано огнестойким материалом (Основание: ППБ 01-03 п.64); 12. План-схема эвакуации людей в случае пожара выполнена не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (Основание: ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2); 13. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель установлен с нарушением норм (на высоте менее 1,5 м. от пола) (Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 166-97 п. 6.7); 14. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель не пронумерован белой краской (Основание: ППБ 01-03 п. 108, прил. № 3, п. 16); 15. помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. имеет менее двух эвакуационных выходов (спальня группы) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.12*); 16. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (дверь, ведущая из спальни в игровую) (фактически 0,78м.)(Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. открывается не по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.12*; 6.17); 18. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (дверь, ведущая из игровой в коридор)(Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 19. снята предусмотренная проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы (Основание: ППБ 01-03 п. 40); 20. в коридоре на пути эвакуации из игровой группы «Пчелка» расположен стол, вследствие чего ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м. (фактически 0,88м.) (основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16); 21. в помещениях для пребывания детей выключатели установлены на высоте менее 1,8м. от уровня пола (фактически 1,55м.) (основание: ППБ 01-03 п. 3, ПУЭ п. 7.1.51); 22. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (дверь, ведущая из игровой группы «Пчелка» в коридор) (фактически 0,78м.) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 23. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (дверь, ведущая из коридора группы «Пчелка» в тамбур) (фактически 0,78м.) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 24. снята предусмотренная проектом дверь между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка» (Основание: ППБ 01-03 п. 40); 25. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка») (фактически 0,77м.) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 26. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу) (фактически 0,78м.) (Основание: ППБ 01-03 п. 3; 52; СНиП 21-01-97* п. 5.21; 6.16); 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции не проложены в коробах, каналах из негорючих материалов (Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 3.9); 28. В коридоре эл. светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (Основание: ППБ 01-03 п. 60); На основании изложенного ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.31 ч.1 п.4 ФЗ РФ «Об образовании», ст.ст.45, 131, 254, 255 ГПК РФ прокурор района просит: Дополнительно обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Арсентьевская основная общеобразовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: 1. на дверях чердачного помещения установить информацию о месте хранения ключей (с обеих сторон); 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 5. на дверях подвального помещения установить информацию о месте хранения ключей (с обеих сторон); 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30 СНиП 21-01-97*; 7. в помещении прачечной демонтировать штепсельную розетку; 8. разработать инструкцию о порядке действия дежурного персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; 9. Для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25* СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 11. отверстие в месте пересечения электрического кабеля с противопожарной преградой заделать огнестойким материалом; 12. План-схема эвакуации людей в случае пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009; 13. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель установлен с соблюдением норм (на высоте менее 1,5 м. от пола); 14. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель пронумеровать белой краской; 15. помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. оборудовать не менее двумя эвакуационными выходами (спальня группы); 16. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из спальни в игровую); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 18. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из игровой в коридор); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 20. в коридоре на пути эвакуации из игровой группы «Пчелка» ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м.; 21. в помещениях для пребывания детей выключатели установить на высоте более 1,8м. от уровня пола; 22. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из игровой группы «Пчелка» в коридор); 23. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из коридора группы «Пчелка» в тамбур); 24. установить предусмотренную проектом дверь между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка»; 25. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка»); 26. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу); 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов; 28. В коридоре эл. светильник оборудовать защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаева Ж.И. поддержала дополненное исковое заявление прокурора в полном объеме по указанным в нём основаниям. Представитель ответчика - Уразгулов Р.Х. в судебном заседании требования прокурора не признал и суду пояснил, что считает акт проведенной внеплановой проверки ОНД недопустимым доказательством, так как он составлен с грубыми нарушениями законодательства РФ. Кроме того, должностными лицами администрации муниципального района Красноармейский санитарно-эпидемиологические требования в МОУ Арсентьевской ООШ не нарушены, и поэтому просит в удовлетворении иска прокурора отказать. Представитель заинтересованного лица - директор МОУ Арсентьевской ООШ Трофимова В.Н. суду показала, что действительно в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, часть которых на данный момент уже устранена, а часть нарушений требует больших финансовых затрат, поэтому устранить их незамедлительно не имеется возможности. Работа по устранению нарушений ведется в настоящее время. В администрацию района по выявленным нарушениям МОУ Арсентьевская ООШ обращалась, нарушения устраняются также самостоятельно, будут в дальнейшем обращаться в администрацию района за помощью. Представитель заинтересованного лица - инспектор ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Коновалов М.Д. в судебном заседании пояснил, что по заданию прокуратуры Красноармейского района сотрудниками ОНД по м.р. Пестравский и Красноармейский Самарской области была проведена внеплановая и дополнительная проверки в МОУ Арсентьевская ООШ, по результатам которых были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, объяснения представителей заинтересованных лиц, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления прокурора района. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ / прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации… В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране в интересах охраны здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» / руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» / ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст.210 ГК РФ / собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Здания МОУ Арсентьевской ООШ принадлежат муниципальному образованию - муниципальному району Красноармейский Самарской области. Как установлено в судебном заседании в МОУ Арсентьевская ООШ отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, часть выявленных нарушений устранена, и поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора. На данный момент остаются невыполненными (не устранены) следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: с. Арсентьевка, ул. Ленина, 10: 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30 СНиП 21-01-97*; 9. Для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25* СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов; Согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 года №19993) / В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.2011 года и устранение нарушений действующего СанПиН в преддверии летних каникул детей, требующее больших финансовых затрат, является нецелесообразным, поэтому исковые требованияпрокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в МОУ Арсентьевская ООШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Арсентьевская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Арсентьевская основная общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично. Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Арсентьевская основная образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30 СНиП 21-01-97*; 9. Для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25* СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов; В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Арсентьевская ООШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в Арсентьевская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней, с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 06.06.2011 года. Самарской области Султангалиев Х.К.