по заявлению прокурора Красноармейского района в интересах ДМШ об обжаловании действий должностных лиц (Администрации) по пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

20 июня 2011года                                             с.Красноармейское

           Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К.,

с участием:

помощника прокурора Красноармейского района Самарской области - Мурзабаевой Ж.И.,

представителя ответчика - Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - Уразгулова Р.Х., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» с.Красноармейское Красноармейского района Самарской области - <данные изъяты>

при секретаре - Гребешковой Л.Б.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-153/2011 по заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» с.Красноармейское Красноармейского района Самарской области (неопределенного круга лиц) об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, указав, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» с. Красноармейское Красноармейского района Самарской области (далее МОУ ДОД «ДМШ») требований законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнения требований пожарной безопасности.

В результате проведенной проверки установлено, что образовательным учреждением требования законодательства о противопожарной безопасности выполняются не в полном объеме.

В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране в интересах охраны здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Здание МОУ ДОД «ДМШ» принадлежит муниципальному образованию - муниципальному району Красноармейский.

Согласно информации ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в зданиях и помещениях МОУ ДОД «ДМШ» выявлены нарушения:

В здании МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, <данные изъяты>

1) дверь лестничной клетки не оборудована устройством для самозакрывания (выход №2) (основание: ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.02.02-89* п.6.18);

2) помещения не обеспечены достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители) (основание: ППБ 01-03 п.3, 108 прил.3);

3) имеющийся огнетушитель не пронумерован белой краской (основание: ППБ 01-03 п.108, прил.3 п.16);

4) в помещении напротив эвакуационного выхода №2 эксплуатируется поврежденное электроустановочное изделие (выключатель без крышки) (основание: ППБ 01-03 п.60);

5) для отделки путей эвакуации (коридор) применен материал (линолеум) с высокой пожарной опасностью (основание: ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25);

В здании Ленинского филиала МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, пл. Центральная, 2 (в здании СДК):

1) в кабинете класса баяна огнетушитель установлен с нарушением норм (на полу без обязательной фиксации) (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 166-97 п.6.7);

2) помещения не обеспечены достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители) (основание: ППБ 01-03 п.3, 108 прил.3);

3) имеющийся огнетушитель ( в кабинете «класса баяна») не пронумерован белой краской (основание: ППБ 01-03 п.108, прил.3 п.16);

4) в помещении «класса фортепьяно» допущено соединение жил электропровода обогревателя с помощью скрутки (основание: ППБ 01-03 п.57, 60, 3, ПУЭ п.2.1.21);

5) в помещении «класса фортепьяно» эксплуатируется поврежденная розетка (1-ая от оконного проема) (основание: ППБ 01-03 п.60);

6) для отделки стен на путях эвакуации (общий коридор) применен горючий материал (краска) (основание: ППБ 01-03 п.53);

7) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 табл.1 п.9);

8) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.5.1);

9) дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации открывается не по направлению выхода (дверь, ведущая из коридора к лестничной клетке у зрительного зала) (основание: ППБ 01-03 п.3, 52, СНиП 21-01-97* п.5.21, 6.12*, 6.17);

10) дверь помещения электрощитовой (напротив кассы) не имеет требуемый предел огнестойкости (не установлена сертифицированная противопожарная дверь 2-го типа) (основание: ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* табл. 1*, табл.2*, СНиП 2.08.02-89* п.1.82);

11) пути эвакуации не оборудованы указательными элементами ФЭС по ППБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые не размещены на промежуточном уровне не стене на высоте от 1,2 до 1,8 м. от уровня пола (основание: ППБ 01-03 п.3, ГОСТ Р 12.2.143-2002 п.6.3.2, п.4.1.1)

В здании Кировского филиала МОУ ДОД «ДМШ» по адресу: <адрес> (в здании образовательной школы):

1) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 табл.1 п.9);

2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.5.1).

До настоящего времени указанные нарушения требований пожарной безопасности в вышеуказанных зданиях и помещениях МОУ ДОД «ДМШ» не устранены. Это может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров.

Без выполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности МОУ ДОД «ДМШ» и филиалам не может быть выдана лицензия на правоведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании». Длительный период времени указанное образовательное учреждение не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в настоящее время указанное учреждение МОУ ведет образовательную деятельность без лицензии.

Сложившееся положение само по себе создает для педагогических работников, воспитанников, других лиц, опасные условия нахождения в данном образовательном учреждении.

         Самостоятельно муниципальное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности.

Администрацией Красноармейского района финансирование на устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности не осуществляется.

Бездеятельность органов местного самоуправления может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров.

          Таким образом, администрация муниципального района Красноармейский как орган местного самоуправления обязана устранить нарушения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в МОУ ДОД «ДМШ».

На основании изложенного ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.31 ч.1 п.4 ФЗ РФ «Об образовании», ст.ст.45, 131, 254, 255 ГПК РФ прокурор района просит:

1.Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

2.Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» Красноармейского района Самарской области, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

В здании МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, пл. Центральная, 1:

1) дверь лестничной клетки оборудовать устройством для самозакрывания (выход №2);

2) помещения обеспечить достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители) в соответствии с п.108 прил.3 ППБ 01-03;

3) имеющийся огнетушитель пронумеровать белой краской;

4) в помещении напротив эвакуационного выхода №2 заменить (отремонтировать) поврежденное электроустановочное изделие (выключатель без крышки);

5) для отделки путей эвакуации (коридор) применить материал с низкой пожарной опасностью.

В здании Ленинского филиала МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, пл. Центральная, 2 (в здании СДК):

1) в кабинете класса баяна огнетушитель установить с соблюдением п.6.7 НПБ 166-97;

2) помещения обеспечить достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители) в соответствии с п.108 прил.3 ППБ 01-03;

3) имеющийся огнетушитель (в кабинете «класса баяна») пронумеровать белой краской;

4) в помещении «класса фортепьяно» жилы электропровода обогревателя соединить с соблюдением п.57, 60 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ;

5) в помещении «класса фортепьяно» заменить (отремонтировать) поврежденную розетку (1-ая от оконного проема);

6) для отделки стен на путях эвакуации (общий коридор) применить негорючий материал;

7) установить автоматическую пожарную сигнализацию;

8) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

9) дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из коридора к лестничной клетке у зрительного зала);

10) установить дверь помещения электрощитовой (напротив кассы) с требуемым пределом огнестойкости (установить сертифицированную противопожарную дверь 2-го типа);

11) пути эвакуации оборудовать указательными элементами ФЭС по ППБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые разместить на промежуточном уровне не стене на высоте от 1,2 до 1,8 м. от уровня пола.

В здании Кировского филиала МОУ ДОД «ДМШ» по адресу: <адрес> (в здании образовательной школы):

1) установить автоматическую пожарную сигнализацию;

2) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаева Ж.И. поддержала исковое заявление прокурора в полном объеме по указанным в нём основаниям и пояснила, что по требованию генеральной прокуратуры РФ регулярно проверяются учебные заведения по соблюдению правил пожарной безопасности, в связи с чем и было дано указание инспектору ОНД проверить наличие нарушений в МОУ ДОД «ДМШ».

Представитель ответчика - Уразгулов Р.Х. в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что в исковом заявлении прокуратурой не указаны сведения, которые явились основанием к проведению проверки, в иске отсутствует какая-либо информация о фактах нарушения закона, поступившая в прокуратуру района, как того требует Закон «О прокуратуре», что свидетельствует о превышении прокурором своих должностных полномочий и необоснованном назначении проверки. Таким образом, доказательства, полученные с нарушением закона не имеют юридической силы. Кроме того, большая часть выявленных нарушений уже устранена и поэтому просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Представитель заинтересованного лица - директор МОУ ДОД «ДМШ» ФИО1 суду показала, что действительно в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые на данный момент почти все уже устранены. Однако МОУ ДОД «ДМШ» на праве безвозмездного пользования занимает только три кабинета в СДК <адрес>, а АПС устанавливается на всё здание. Также и часть других выявленных в СДК <адрес> нарушений требует технического вмешательства во все здание СДК. Нарушения МОУ ДОД «ДМШ» в <адрес> и <адрес> устранены полностью. Для получения лицензии МОУ ДОД «ДМШ» обратилось с пакетом документов о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности в ОНД еще в апреле 2011 года, но пока нет ответа. В администрацию района с вопросом устранения нарушений требований пожарной безопасности МОУ ДОД «ДМШ» обращалось. Кроме того, ОНД предписание на устранение нарушений не выдавало.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, объяснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления прокурора района.

          В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ / прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации…

         В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране в интересах охраны здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» / руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» / ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.210 ГК РФ / собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Здания где размещены МОУ ДОД «ДМШ» принадлежат муниципальному образованию - муниципальному району Красноармейский Самарской области.

         Доводы представителя ответчика о том, что прокуратурой района необоснованно была проведена проверка соблюдения МОУ ДОД «ДМШ» требований пожарной безопасности, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности имели место быть, сторонами не оспариваются, а само решение прокуратуры района о проведении проверки ответчиком не обжаловалось.

         Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в зданиях, где размещены МОУ ДОД «ДМШ» отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности, однако большая часть выявленных нарушений устранена, и поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора.

На данный момент остаются невыполненными (не устранены) следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно:

В здании Ленинского филиала МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, пл. Центральная, 2 (в здании СДК):

1) для отделки стен на путях эвакуации (общий коридор) применен горючий материал (краска) (основание: ППБ 01-03 п.53);

2) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 табл.1 п.9);

3) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.5.1);

4) дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации открывается не по направлению выхода (дверь, ведущая из коридора к лестничной клетке у зрительного зала) (основание: ППБ 01-03 п.3, 52, СНиП 21-01-97* п.5.21, 6.12*, 6.17);

5) дверь помещения электрощитовой (напротив кассы) не имеет требуемый предел огнестойкости (не установлена сертифицированная противопожарная дверь 2-го типа) (основание: ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* табл. 1*, табл.2*, СНиП 2.08.02-89* п.1.82);

6) пути эвакуации не оборудованы указательными элементами ФЭС по ППБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые не размещены на промежуточном уровне не стене на высоте от 1,2 до 1,8 м. от уровня пола (основание: ППБ 01-03 п.3, ГОСТ Р 12.2.143-2002 п.6.3.2, п.4.1.1),

           Однако, требования прокурора об устранении нарушений указанных в п.2, п.3, п.4, п.5, п.6 не могут быть удовлетворены, поскольку данные нарушения относятся ко всему зданию СДК <адрес>, где МОУ ДОД «ДМШ» на праве безвозмездного пользования занимает только три кабинета, в которых имеется лишь нарушение указанное в п.1.        

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

           Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах воспитанников     муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» с.Красноармейское Красноармейского района Самарской (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» с.Красноармейское Красноармейского района Самарской области и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

          В здании Ленинского филиала МОУ ДОД «ДМШ»: <адрес>, пл. Центральная, 2 (в здании СДК):

1) для отделки стен на путях эвакуации (общий коридор) применить негорючий материал;

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения, то есть с 20.06.2011 года.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области                                                              Султангалиев Х.К.