Решение по иску Администрации м.р. Красноармейский к Васильеву И.А., Журавской О.А. о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года с. Красноармейское

    Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Яхонтовой Н.П.,

с участием представителя истца - Администрации м.р. Красноармейский – Байданова А.А., выступающего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Васильева И.А. – Инжуваткина Г.А., выступающего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Журавской О.А. – Корендясева А.Г., выступающего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Перцевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/2012 по иску Администрации муниципального района Красноармейский к Васильеву Ивану Андреевичу, Журавской Ольге Александровне о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки, суд

У С Т А Н О В И Л:

Администрация м.р. Красноармейский в лице Главы муниципального района Красноармейский Елина П.М. обратилась в суд с иском к Васильеву И.А., Журавской О.А. о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки, указав, что Постановлением Главы м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 313 Васильев Иван Андреевич принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Администрацию м.р. Красноармейский с заявлением о выделении социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 500 было принято решение о предоставлении Васильеву И.А. социальной выплаты в сумме 1 060 200 рублей для приобретения жилья. ДД.ММ.ГГГГ Васильев И.А. и Журавская О.А. заключили договор купли - продажи квартиры по адресу: <адрес>, дом № , квартира № Оплата по договору была произведена денежными средствами в соответствии с постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 500 «О предоставлении социальной выплаты участнику Великой Отечественной войны Васильеву И.А.». ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком зарегистрировано право собственности на вышеуказанную квартиру.

Однако, 12 мая 2011 года в соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области за № 48 «О проведении министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области внеплановой проверки в администрации муниципального района Красноармейский Самарской области» была проведена проверка целевого и эффективного использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Самарской области, и выделенных из бюджета Самарской области в период с 01.01.2009 по 20.05.2011 администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». По результатам данной проверки 27 мая 2011 года был составлен акт, в котором установлено нецелевое использование средств субвенции из областного бюджета в размере 1060, 2 тыс. рублей в связи с тем, что в нарушении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 предоставлена социальная выплата на приобретение жилья Васильеву И.А., 1931 г.р., так как в учетном деле приложены документы военкомата, указывающие на период прохождения воинской службы с 1950 года. Считают, что нецелевое использование денежных средств выразилось в предоставление социальной выплаты Васильеву И.А., не принимавшему участия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. ДД.ММ.ГГГГ Министерством управления финансами Самарской области издан приказ № 01-21/177 «О взыскании из бюджета муниципального района Красноармейский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств», в соответствие с которым, Управлению Федерального казначейства по Самарской области поручено взыскать из бюджета муниципального района Красноармейский Самарской области и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме <данные изъяты> ко<адрес>, что предоставлению Васильеву И.А. социальной выплаты произведена с нарушением законодательства, просят суд признать недействительным договор купли-продажи квартиры № 9, расположенной по адресу: <адрес>, дом № . Применить последствия недействительности сделки: обязать Васильева И.А. возвратить квартиру ее прежнему собственнику- Журавской О.А., а с Журавской О.А. взыскать денежные средства в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Байданов А.А. иск поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Васильева И.А. – Инжуваткин Г.А., выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Васильев И.А. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. На момент заключения сделки купли-продажи он был признан нуждающимся в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма. Поэтому оспариваемая сделка купли-продажи является законной.

Представитель ответчика Журавской О.А. – Корендясев А.Г., выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представил отзыв на исковое заявление, согласно которому считает исковые требования Администрации м.<адрес> незаконными и необоснованными. Договор купли-продажи квартиры № дома № по <адрес> в <адрес> был заключен в полном соответствии с действующим законодательством. Все требования законодательства по договору сторонами - продавцом Журавской О.А. и покупателем Васильевым И.А. выполнены. Также несостоятельной является мотивация истца, о том, что нарушением законодательства при совершении сделки купли-продажи квартир является необоснованное выделение покупателю квартиры социальных выплат для покупки этой квартиры. Считает, что закон не связывает источник дохода покупателя недвижимости с возможностью признания сделки недействительной при необоснованном получении этого дохода. В судебном заседании представитель ответчика поддержал свои доводы в полном объеме, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился, прислал возражение на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что, несмотря на то, что Васильев И.А. не подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», он не утрачивает право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Представитель третьего лица – Управления Федерального казначейства по Самарской области в судебное заседание не явился, прислал отзыв на исковое заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, в котором поясняет, что основными задачами Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта РФ, и согласно ст. 158, 159 Бюджетного кодекса РФ правом самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, органы федерального казначейства не наделены.

Исследовав материалы дела, письменные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По мнению суда, истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, тогда как ответчиками представлены достаточные и убедительные доказательства в обоснование возражений на них.

Судом установлено, что ответчик Васильев И.А. в 1950-1951 годах принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в составе в/ч 3268 (86 СП ВВ МТБ), то есть в 86 стрелковом Кенигсберкском полку, стрелком и пулеметчиком 3 отделения, 1 взвода 9 стрелковой роты, что следует из копии справки военкомата № от ДД.ММ.ГГГГ и Архивной справки № .

На основании гл. 1 ст. 2 п. 1 п.п. «е» Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Васильев И.А. имеет статус участника Великой Отечественной войны, так как являлся военнослужащим, из лиц рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие.. .... в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года...

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» на указанных лиц, распространяются меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а именно: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Данное обстоятельство подтверждено копией выданного Васильеву И.А. в 1992 году удостоверения участника Великой Отечественной войны № 226244, и не оспаривается истцом.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что постановлением администрации Красноармейского района Самарской области от 15.09.2008 года № 13 Васильев И.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации м.р. Красноармейский № 500 от 06.04.2010 года Васильеву И.А., как участнику Великой Отечественной войны была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> за счет средств областного бюджета, поступивших на счет бюджета муниципального района Красноармейский в 2010 году, распределенных в соответствии с Законом Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», на основании договора № 64 от 29.03.2010 года, заключенного между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района Красноармейский.

Выплата была предоставлена на основании Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», Решения жилищной комиссии администрации Красноармейского района № 4 от 30.06.2009 года «О распределении средств областного бюджета на 2010 год, предусмотренных на обеспечение жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов ВОВ, участников ВОВ...».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ0 года между Журавской О.А. (продавец) и Васильевым И.А. (покупатель) был заключен договор купли-продажи спорной квартиры. Квартира была приобретена Васильевым И.А. за счет средств указанной выше социальной выплаты в сумме <данные изъяты>. Условия сделки сторонами выполнены полностью, денежные средства получены продавцом, квартира передана по акту покупателю, что никем по делу не оспаривается. Сделка прошла государственную регистрацию, право собственности Васильева И.А. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права серии .

На основании протокола заседания жилищной комиссии, утвержденного постановлением администрации района № 500 от ДД.ММ.ГГГГ, Васильев И.А. был исключен из списка на улучшение жилищных условий в связи с получением бюджетных средств на приобретение жилья.

На основании приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от специалистом Министерства была проведена внеплановая проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных Администрации района на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 714 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как указано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение данного Указа Васильеву И.А., не принимавшему участия в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, была предоставлена социальная выплата, что повлекло нецелевое использование средств областного бюджета, поступивших из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в размере <данные изъяты>.

Приказом Министерства управления финансами <адрес> № 01-21/177 от ДД.ММ.ГГГГ Управлению Федерального казначейства по <адрес> поручено взыскать из бюджета м.р. Красноармейский Самарской области и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме <данные изъяты>.

Истец оспаривает указанную выше сделку купли-продажи спорного жилого помещения, считая их ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 169 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

Согласно ст.ст. 420-421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, Кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Статьями 432,433 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

У суда не имеется оснований считать договор купли-продажи квартиры ничтожной сделкой на основании ст.ст. 168,169 ГК РФ. Сделка совершена в надлежащей письменной форме, не с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, и прошла государственную регистрацию.

По мнению суда условия договоров не противоречат нормам действовавшего в момент их заключения и действующего в настоящее время законодательства.

Так, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 15 данного Закона устанавливает, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.

Таким образом, судом установлено, что Васильев И.А., как участник Великой Отечественной войны на основании п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ставят предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от сроков и периода службы участников Великой Отечественной войны (в том числе в перио<адрес>.г.). Доводы представителя администрации района об обратном, основаны на неправильном толковании данных нормативных актов, и противоречат приведенным выше нормам ФЗ «О ветеранах».

В связи с изложенным ссылки на упомянутое выше письмо Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области № 7-16/3938 от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены судом.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Доводы администрации района о том, что в связи с выявлением Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области факта якобы нецелевого расходования субвенций из бюджета района путем перечисления в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств в сумме <данные изъяты>, не имеют правового значения по делу, в связи с чем, не могут быть учтены судом.

Иных оснований для признания сделки недействительной истцом не заявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации муниципального района Красноармейский к Васильеву Ивану Андреевичу, Журавской Ольге Александровне о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского Областного суд через Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Н.П. Яхонтова