Решение по иску прокурора в интересах проживающих ГБУ СО спецпансионата к ГБУ СО спецпансионату и др. об обжаловании действий должностых лиц.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

23 марта; 2012 года с. Красноармейское

Судья Красноармейского районного суда Самарской области Яхонтова Н.П., с участием:

помощника прокурора <адрес> - Мурзабаевой Ж.И.,

представителя ответчика - ГБУ СО «Красноармейский спецпансионат» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре - Гребешковой Л.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2012 по заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах проживающих ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» к ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат Министерству Здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обжаловании действий должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Красноармейского района Самарской области совместно с специалистами ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский проведена проверка соблюдения ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» (далее по тексту Учреждение) законодательства о противопожарной, в ходе которой установлено.

Учреждение предназначено для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) проживания Граждан пожилого возраста достигших пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, из числа: освобождаемых из мест лишения свободы, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, граждан пожилого возраста и инвалидов систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа. Учредителем Учреждения и собственником имущества является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляют: Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности

Проверкой, проведенной сотрудниками ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что помещения ГУ «Красноармейский специальный пансионат» не отвечают требованиям пожарной безопасности, содержащихся в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), Строительных нормах и правилах «Пекарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97); Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03); Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), а именно: на пути эвакуации из общего коридора непосредственно наружу в месте перепада высот не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6 (на 1-м этаже у изолятора) (ППБ 01-03 п.3, СНиИ 21-01-97* п.6.28*); в помещении бытовой комнаты допущено использование поврежденной розетки со следами короткого замыкания (ППБ 01-03 п.п.57,60); в электрощитовой допущено использование поврежденной розетки со следами короткого замыкания (ППБ 01-03 п.57,60); в элктрощитовой допущено использование поврежденной розетки со следами короткого замыкания (ППБ 01-03 п. 60); ширина эвакуационного выхода из коридора административного крыла 1-го этажа в фойе менее 1,2 м. (фактически 1,17 м.) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16); на смонтированные системы АПС и СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация (ППБ 01-03 п.98); электроснабжение электроприемника системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре не выполнен по 1 категории надежности (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.26); в помещении охраны допущено использование поврежденного электроустановочного изделия (тройник со следами короткого замыкания при входе справа внизу) (ППБ 01-03 п.60); в здании на пути эвакуации не в полном объеме оборудованы указательными элементами ФЭС по НПБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые не размещены на промежуточном уровне на стене на высоте от 1,2 до 1,8 м. от уровня пола (ППБ 01-03 п.3, ГОСТ<данные изъяты>; Р ДД.ММ.ГГГГ-2002 п.6.3.2., п.4.1.1.); двери эвакуационного выхода из помещения обеденного зала непосредственно наружу открываются не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п.52); двери складских помещений пищеблока не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* табл.1*, табл.2* п.5.21*, п.7.4); для окраски стен на пути эвакуации из обеденного зала в фойе 1-го этажа применен горючий материал (ППБ 01-03 п.53); в помещении 5 (кабинет санитарок) огнетушитель, имеющий полную массу; менее 15 кг. Установлен таким образом, что его верх располагается на высоте более 1,5 м. от пола (на шкафу) (ППБ 01-03 п.3, НПБ 166-97 п.6.7); в помещении допущено использование: поврежденной розетки со следами короткого замыкания (ППБ 01-03 п.п.57,60); дверь склада белья не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01097* табл.1*, табл.2* п.5.21*, п.7.4); двери лестничной клетки не имеют приспособлений самозакрывания (со стороны жилого корпуса 1-го этажа) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.18*); ширина 1-й проступи лестничного марша и площадки лестничной клетки на уровне 1-го этажа составляет менее 25 см. (разрушена) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.30*); на пути эвакуации из прачки в коридор расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей (со стороны лестничной клетки) (ППБ 01-03 п.53); для окраски стен, ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации применен горючий материал (лестничная клетка со стороны жилого корпуса 1-го этажа) (ППБ 01-03 п.53); в лестничной клетке на выходе на чердак здания не установлен сертифицированный противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м. (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.4*); ширина эвакуационного выхода из коридора жилого корпуса 2-го этажа в лестничную клетку менее: 1,2 м. (фактически 1,18м.) (со стороны прачки) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16); для отделки путей эвакуации на полу в общем коридоре жилого крыла 2-го этажа допущено применение материалов (линолеум) с высокой пожарной опасностью:(ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25*); в коридоре у помещения кинозала огнетушитель, имеющий полную массу менее 15 кг. установлен таким образом, что его верх располагается на высоте более 1,5 м. от пола (ППБ 01-03 п.3, НПБ 066-97 п.6.7); для окраски ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации (со стороны кинозала) применен горючий материал (ППБ 01-03 п.53); ширина маршей лестниц менее 1,35 метра (фактически 114 см.) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.29); на сцене кинозала допущено использование поврежденной розетки (не закрепленной жестко к стене) (ППБ 01-03 п.60); на сцене кинозала эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п.60); ширина; эвакуационного выхода из коридора административного крыла 2-го этажа в фойе менее;1,2 м. (фактически 1,18 м.) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16); в помещении сестры-хозяйки, расположенном на 2-м этаже, отсутствуют пожарные извещатели системы автоматической установки пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п.4.14); дверь складского посещения, расположенного напротив бухгалтерии, не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01 -97*таблю1*, табл.2* п.5.21*, п.7.4); дверь складского помещения, расположенного рядом с бухгалтерией не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* табл.1*, табл.2* п.5.21*, п.7.4); в помещении швейного цеха у швейного станка допущено использование поврежденной розетки, не закрепленной жестко к стене (ППБ 01-03 п.60); наружная пожарная лестница не подвержена эксплуатационным испытаниям, на пути эвакуации из административного крыла 2-го этажа (ППБ 01-03 п.41); лестница 3-го типа не имеет ограждений высотой 1,2 м., на пути эвакуации из административного крыла 2-го этажа (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* 6.30*); не определены категории складских и технических помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зон по ПУЭ (ППБ 01-03 п.3, п.33, НПБ 105-03 п.1); дверь эксплуатационного выхода из продуктового склада в тамбур открывается не по направлению выхода из зала (ППБ 01-03 п.52); огнетушителя в помещении гаража содержатся в неисправном состоянии (ГШБ 01-03 приложение 3 п. 17); в помещении гаража расстояние от настенного звукового оповещателя до потолка менее; 150 мм. (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.17); для окраски стен на пути эвакуации из помещений бани применен горючий материал (ППБ 01-03 п.53); в помещении бани регламентные! работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ не проводятся (ППБ01-03 п.96); в помещениях бани (промывочной и помещении, где установлен пропарочный шкаф) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ГШБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* табл.1*, табл.2* п.5.21*, п.7.4).

Указанные выше нарушения противопожарной безопасности Учреждение

самостоятельно устранить не может. Финансирование на их устранение осуществляется в недостаточном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского р-на Самарской области Мурзабаева Ж.И. поддержала заявление по указанным в нём основаниям, кроме того, пояснила, что после проверки, выявленные нарушения частично были устранены. В связи с тем, что у ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» недостаточно своих финансовых средств, прокурор просит обязать кроме специального пансионата и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской обл. и Министерство имущественных отношений, как учредителей устранить нарушения законодательства противопожарной безопасности.

Представитель ответчика ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» ФИО5 требования прокурора не признала и суду пояснил, что мероприятия, по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности в Спецпансионате выполняются регулярно. В: настоящее время после проверки <данные изъяты> м.р. Пестравский и Красноармейский ДД.ММ.ГГГГ большинство выявленных нарушений устранено. На момент проверки смета на 2012 год уже была утверждена, поэтому часть нарушений устранить не представляется возможным без дополнительного финансирования. Однако пансионат принимает все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Все выявленные нарушения устраняются по мере возможности. Заключен договор с ООО «Сириус» на выполнение ряда работ по устранению нарушений противопожарной безопасности. Только по одному пункту из выявленных нарушений невозможно устранить. Это нарушения, касающиеся ширины маршей лестниц (менее 1,35 метра (фактически 114 см.), так как здания построены в 1972 году проект отвечал нормам пожарной безопасности действующий на тот период времени.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания данного дела извещены надлежащим образом. Представили суду отзывы, из которых следует, что финансирование учреждения спецпансионата относится исключительно к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области. Кроме того, Министерство имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по данному делу, т.к. оно является лишь учредителем, а не распределителем финансов. С пансионатом; заключен договор оперативного управления и поэтому пансионат вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Ответственность за проведение организационно-хозяйственных мероприятий целью устранения требований пожарной безопасности! Министерство не несет. Просят рассмотреть исковое заявление прокурора без участия представителей Министерств.

Представитель ОДН м.р. Красноармейский и Пестравский Самарской обл. Коновалов в судебное заседание не явился, представил в суд сообщение о выявленных нарушениях обязательных;. требований пожарной безопасности в ГУ СО «Красноармейский сиецпансионат» на истекший период 2012 года.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления прокурора района.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации...

В силу ст.37 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, В соответствии со ст. 38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

О бездействии должностных лиц ГУ СО «Красноармейский специальный пансионат» свидетельствуют предписание от ДД.ММ.ГГГГ и постановление о назначении административного наказания, в которых указаны нарушения правил противопожарной безопасности, отмеченные в заявлении прокурора.

Как установлено в судебном заседании в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены; нарушения требований пожарной безопасности.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, часть выявленных нарушений устранена, что подтверждается сообщением инспектора ОНД м.р. Пестравский и Красноармейский А.В. Дешевых и поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора.

На данный момент остаются невыполненными (не устранены) следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно:

1. на смонтированные системы АПС и СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация (Основание: ППБ 01-03 п. 98);

2. двери складских помещений пищеблока не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости (Основание: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* табл. 1*, табл. 2* и. 5.21*; п. 7.4);

3. дверь склада белья не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости (Основание: Щ1В 01-03 п,3:; СНиП 21-01-97* табл. 1*,табл. 2* п. 5.21*; п. 7.4);

4. для окраски стен, ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации применен горючий материал (лестничная клетка со стороны жилого корпуса 1-го этажа) (Основание: ППБ 01-03 п.53);

5. в лестничной клетке на выходе на чердак здания не установлен сертифицированный противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м. (Основание: ППБ 01-03 и. 3; СНиП 21-01-97* п. 8.4*);

6. для отделки путей эвакуации на полу в общем коридоре жилого крыла 2-го этажа допущено применение материалов (линолеум) с высокой пожарной опасностью (основан ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

7. для окраски ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации (со стороны кинозала) применен горючий материал (Основание: ППБ 01- 03 п.53);

8. ширина маршей лестниц менее 1,35 метра (фактически 114 см) Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п. 6.29); Устранить данное нарушение не представляется возможным, так как здания построены по проекту в 1972 году и проект отвечал нормам пожарной безопасности, действующий на тот период.

9. дверь складского помещения, расположенного напротив бухгалтерии, не выполнена с нормируемым; пределом огнестойкости (Основание: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* табл. 1*, табл. 2* п. 5.21*; п. 7.4);

10. дверь складского помещения, расположенного рядом с бухгалтерией, не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости (Основание: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97 табл. 1*, табл. 2* п. 5.21*; п. 7.4);

11. наружная пожарная лестница не подвержена эксплуатационным испытаниям (на пути эвакуации из -административного крыла 2-го этажа (Основание: ППБ 01-03 п. 41);

12. помещение промывочной и помещение, где установлен пропарочный шкаф не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* табл. 2* п. 5.21*; п. 7.4)

В то же время суд считает, что Министерство имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по данному делу, т.к. оно является лишь учредителем, а не распределителем финансов. Между Министерством имущественных отношений Самарской обл. и ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» заключен договор оперативного управления и поэтому специальный пансионат вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно.

При таких обстоятельствах возложение обязанностей по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности на Министерство имущественных отношений Самарской области, по мнению суда, является необоснованным.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленные прокурором Красноармейского района Самарской области требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИ Л:

Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах проживающих ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» (специальный дом-интернат для; престарелых и инвалидов) к ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат, Министерству Здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обжаловании действий должностных лиц, удовлетворить частично.

Обязать ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат», Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности:

1.Разработать на смонтированные системы АПС и СОУЭ проектную и исполнительную документации;

2. Двери складских помещений пищеблока выполнить с нормируемым пределов огнестойкости;

3.Установить дверь склада белья с нормируемым пределом огнестойкости;

4.Окраску стен, ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации (лестничная клетка со стороны жилого корпуса 1-го этажа) на пути эвакуации выполнить из негорючего материала;

5.В лестничной клетке на выходе на чердак здания установить сертифицированный противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м;

6.Отделку путей эвакуации на полу в общем коридоре жилого крыла 2-го этажа выполнить из Материала с низкой пожарной опасностью;

7.Окраску; ступеней и лестничных площадок на пути эвакуации (со стороны кинозала) выполнить из негорючего материала;

8.Дверь складского помещения, расположенного напротив бухгалтерии, выполнить с нормируемым пределом огнестойкости;

9. Дверь складского помещения, расположенного рядом с бухгалтерией, выполнить с нормируемым пределом огнестойкости;

10.Наружную пожарную лестницу подвергнуть эксплуатационным испытаниям, на пути эвакуации из административного крыла 2-го этажа;

11.В помещениях бани (помещение промывочной и помещение, где установлен пропарочный шкаф) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Н.П. Яхонтова