Решение по иску прокурора Красноармейского района Самарской области к Администрации с.п. Красноармейское об обязании принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

15 июня 2012 года с. Красноармейское

    Красноармейский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яхонтовой Н.П., с участием помощника прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаевой Ж.И., представителя Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области Бородаенко Т.В., действующего на основании доверенности, при секретаре Перцевой Л.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-191/2012 по иску прокурора Красноармейского района Самарской области к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области об обязании администрации сельского поселения Красноармейское Самарской области принять незамедлительные, конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд с заявлением к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области об обязании администрации сельского поселения Красноармейское Самарской области принять незамедлительные, конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес>, указав, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области.

    В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 7 федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Указанные полномочия органов местного самоуправления поселений закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 ч. 1 п. 18).

Основным принципом окружающей среды органов местного самоуправления является соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу ст. 17 ч.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта.

Благоприятными условиями жизнедеятельности человека в соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействия её факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В нарушении вышеуказанных норм федерального законодательства, Администрация сельского поселения Красноармейское должным образом организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки не осуществляет.

Так, проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 7 ФЗ от 10.02.2002 года № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), а также п. 18,19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» сельским поселением Красноармейское должным образом не обеспечен сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Так, территория, площадью не менее 600 квадратных метров, расположенная на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес> обильно загрязнена бытовыми отходами и мусором, что крайне негативно влияет на окружающую среду.

Согласно сведений, представленных главой м.<адрес> территория, расположенная на северной окраине села Красноармейское, на расстоянии примерно 20 метров от территории занимаемой ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес> находится в границах сельского поселения Красноармейское.

Таким образом, имеет место нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаева Ж.И. подержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

    Представитель администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области Бородаенко Т.В. требования прокурора Красноармейского района Самарской области признала и суду показала, что в настоящее время Администрация сельского поселения принимает все возможные меры к исполнению природоохранного законодательства, а именно вывоза несанкционированной свалки, кроме того с собственниками отходов проводятся мероприятия по заключению договора по вывозу отходов. Указанная информация направлена в ОП МО МВД РФ «Пестравский».

    Исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, доводы сторон, суд находит требования прокурора Красноармейского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района Самарской области на территории площадью не менее 600 квадратных метров, расположенной на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес> выявлена несанкционированная свалка размещения бытовых отходов и мусора.

Согласно п.14 ч.1 ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора исходя из п. 18 ч.1 ст. 14 федерального закона от 06.10.203 « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся к вопросам местного значения поселений.

    В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно сведений, представленных главой муниципального района Красноармейский территория, расположенная на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории, занимаемой ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес> находится в границах сельского поселения Красноармейское.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Администрацией сельского поселения Красноармейское требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

Сброс бытовых отходов потребления и мусора на почву на территории сельского поселения влечет грубое нарушение требований части 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и части 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории сельского поселения Красноармейское, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание Администрации сельского поселения Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Суд, считает необходимым удовлетворить требования прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области об обязании администрации сельского поселения Красноармейское Самарской области принять незамедлительные, конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области принять незамедлительные, конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на северной окраине <адрес> на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Красноармейский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Н.П.Яхонтова