Решение по иску прокурора об обязании администрации сельского поселения постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

27 января 2011 года                                                            с. Красноармейское.

Судья Красноармейского районного суда Самарской области                                                                                   Султангалиев Х.К.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района Самарской обл. Мурзабаевой Ж.И.,             

представителей ответчика- сельского поселения Алексеевский муниципального района Красноармейский Самарской обл. Безгиной О.Е., действующей на основании доверенности, Главы сельского поселения Алексеевский муниципального района Красноармейский Самарской обл. Бреенкова А.В., действующего на основании Устава сельского поселения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Самарской обл. к Администрации сельского поселения Алексеевский муниципального района Красноармейский Самарской обл. о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей обратиться с заявлением по принятию на учёт как бесхозного недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красноармейского района Самарской обл. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Алексеевский муниципального района Красноармейский Самарской обл. о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей обратиться с заявлением по принятию на учёт как бесхозного недвижимого имущества- гидротехнического сооружения (земляной плотины), расположенного в границах сельского поселения в 0,5 км. на запад от <адрес>а <адрес> В заявлении указано, что прокуратурой района проверка исполнения безопасности гидротехнических сооружений на территории сельского поселения Алексеевский м.р.Красноармейский Самарской обл. Установлено, что на территории указанного сельского поселения находится пруд с земляной плотиной, расположенной в 0,5 км. западнее <адрес>.

Поскольку вышеназванное ГТС расположено в административных границах сельского поселения Алексеевский, факт необращения Администрации сельского поселения Алексеевский в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. с заявлением о принятии ГТС на учёт, как бесхозяй ного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ. Указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На этом основании прокурор просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме.

В судебном заседании помощник прокурора района Мурзабаева Ж.И. поддержала иск в полном объеме, суду показал, что указанная в заявлении плотина относится к ГТС не имеет хозяина и создает угрозу населению. Только сельское поселение вправе обратиться с заявлением о постановке на государственный учёт. В данном случае речь идёт о бездействии органа местного самоуправления. Утверждения Главы сельского поселения, что земляная плотина носит характер временной насыпи для сдерживания воды, не основаны на законе. Земляная плотина относится к ГТС, служит для сдерживания воды, которой пользуется население <адрес> в целях купания и поения скота. По существующему законодательству только сельское поселение несёт ответственность по организации учёта и обеспечения безопасности бесхозяйного имущества. Отсутствие собственника ГТС влечёт неисполнение законодательства, а, соответственно, создаётся угроза жизни и здоровья граждан, нарушаются их права на благоприятную окружающую среду. Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечёт неисполнение предусмотренных ст.9 ФЗ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Представитель сельского поселения Алексеевский м.р.Красноармейский Самарской обл. Безгина О.Е. требования прокурора не признала, суду показал, что доводы заявителя о наличии обязанности органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а соответственно, о незаконном бездействии, несостоятельны и не основаны на законе. Гражданское законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления обращаться с заявлением в регистрирующий орган. Постановка на учёт ГТС не порождает возникновение собственника. Прокуратура избрала ненадлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц. В данном случае нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду не усматривается. Орган местного самоуправления обратится в регистрирующий орган, ГТС поставят на учёт как бесхозяйного имущества, но не будет означать, что при этом ГТС приобретут собственника. В последующем органу местного самоуправления необходимо решать вопрос о праве собственности на данные ГТС.

Глава сельского поселения Алексеевский м.р.Красноармейский Самарской обл. Бреенков А.В. суду показал, что указанная в заявлении прокурора земляная плотина расположена в границах сельского поселения, представляет собой земляную дамбу- насыпь для сдерживания воды. Все плотины, имеющиеся на территории сельского поселения, возведены давно, когда в хозяйстве имелся скот, и предназначались для поения скота. Эта земляная плотина служит для сдерживания воды, расположена вне населенного пункта. Пруд используется в настоящее время населением для купания и поения скота, а также вода с пруда может использоваться в пожароопасных ситуациях. Какой-либо угрозы в случае прорыва плотины для населения не существует, т.к. вода в таком случае просто уйдёт по оврагам, населенный пункт при этом затронут не будет. Сельское поселение в силу возможности старается держать данные земляные плотины в надлежащем состоянии для того, чтобы население могло пользоваться водой. Для постановки на учёт в регистрирующий орган сельскому поселению понадобятся большие денежные средства, ибо до постановки на учёт необходимо изготовление пакета документов, без которых невозможна регистрация бесхозяйного имущества. А сельское поселение такими средствами не располагает.

Допрошенный в качестве свидетеля- начальник отдела экологии Администрации м.р.Красноармейский Самарской обл. ФИО4 суду показал, что его службой проводились инвентаризационные работы по включению водных объектов, расположенных в границах сельского поселения Алексеевский, в реестр. Плотины на указанных прокурором района прудах, представляют собой земляные дамбы, служат для временного сдерживания воды, необходимой населению для купания, поения скота, или для противопожарных целей. Пруды по водообъёму небольшие, каких-либо сооружений в виде водовыпусков, водоспусков, донных спусков, обводных каналов не имеют. В компетенцию отдела экологии не входит определение той или иной плотины как гидротехнического сооружения.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. было привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица, однако, своего представителя в суд не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела или рассмотрения его без его представителя не заявляло.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора, представителя сельского поселения, объяснения Главы сельского поселения, свидетеля, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц…

Из нормы ст.225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учёт. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

По правилам ч.3 ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.

При таких обстоятельствах утверждения представителя сельского поселения о том, что постановка ГТС на учёт не порождает возникновения собственника, необоснованны.

Согласно ч.1 ст.22.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под гидротехническими понимаются сооружения, непосредственно предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр и т.д.).

В соответствии со ст.3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений к ним относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения…

Справка Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждает отношение указанной в заявлении прокурора земляной плотины к ГТС. В данной справке указано наименование объекта, как ГТС, его местоположение, объём водохранилица, длина/высота плотины.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст.ст.3, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Как усматривается из материалов дела, меры, установленные федеральным законом, не могут реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения конкретному лицу или руководителю органа, которому принадлежит ГТС.

В этой связи отсутствие собственника ГТС влечёт неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Поскольку ГТС, на которые указал в исковом заявлении прокурор, расположены в границах муниципального образования Алексеевский, необращение Администрации сельского поселения Алексеевский м.р.Красноармейский Самарской области в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. с заявлением о принятии ГТС на учёт, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ. Прокурор лишь обращает внимание на бесхозяйное имущество.

Утверждения представителя сельского и Главы сельского поселения о том, что в данном случае не усматривается нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, ввиду того, что в при розливе воды, она не угрожает населенному пункту, гражданам, а уходит по оврагам, носят предположительный характер.

Как следует из объяснения Главы сельского поселения, а также ФИО5, водой в указанном водоёме с земляной плотиной пользуется население для купания и поения скота.

Отсутствие собственника бесхозяйного имущества, по мнению суда, и представляет угрозу для граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, судом установлено, что исковые требования прокурора обоснованны.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Красноармейского района Самарской обл. к Администрации сельского поселения Алексеевский муниципального района Красноармейский Самарской обл. о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей обратиться с заявлением по принятию на учёт как бесхозного недвижимого имущества, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Чапаевский м.р.Красноармейский Самарской обл., по постановке на учёт бесхозяйного имущества- гидротехнического сооружения- (земляной плотины), расположенного в границах сельского поселения в 0,5 км. на запад от <адрес>а <адрес>

Обязать Администрацию сельского поселения Алексеевский м.р.Красноармейский Самарской обл. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. с заявлением о принятии на учёт, как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения- (земляной плотины), расположенного в границах сельского поселения в 0,5 км. на запад от <адрес>а <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Судья                            подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области                                                            Султангалиев Х.К.