Решение по иску прокурора Красноармейского района в интересах Бияшева и Утингалиева к Администрации с.п. Волчанка м.р. Красноармейский о признании объекта недвижимости имущества, бесхозяйным.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2012 года     с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Яхонтовой Н.П.,

зам. прокурора Красноармейского района Самарской области Рубцова В.А.,

с участием :заинтересованных лиц Бияшева Т. и Утингалиева Т.,

представителя ответчика администрации с/п Волчанка м/р Красноармейский Самарской области и представителя третьих лиц: Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом _Байданова А.А., действующего по доверенностям,

при секретаре Перцевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-263/2012 по иску прокурора Красноармейского района в интересах Бияшева ФИО9 и Утингалиева ФИО10 к Администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области, о признании объекта недвижимого имущества –двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес> бесхозяйным, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бияшева Т. и Утингалиева Т. к Администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области, Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области о признании объекта недвижимого имущества- двухэтажное здание, расположенное по <адрес> в <адрес> бесхозяйным, о признании бездействия администрации сельского поселения с.Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области и администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> в <адрес>, незаконным и обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества по тем основаниям, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что Бияшев Т. и Утингалиев Т. проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес> -<адрес>.

Согласно сведений, представленных администрацией муниципального района Красноармейский, администрацией сельского поселения Волчанка двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> <адрес> в <адрес> в реестре муниципальной собственности муниципального района <адрес>, а также в реестре муниципальной собственности сельского поселения Волчанка не значится.

Информации, представленные Красноармейским отделом Управления Росреестра по Самарской области, Красноармейским филиалом ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» свидетельствуют о том, что право собственности на вышеуказанный объект недвижимости не зарегистрировано.

В силу ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, или, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Отсутствие собственника у двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> <адрес> в <адрес>, привело к тому, что в течение длительного времени ремонт и содержание данного здания в соответствии с требованиями законодательства в целях поддержания здания в рентабельном состоянии, а также безопасного проживания в нем граждан, не осуществляется, что неизбежно повлечет приведение здания в аварийное состояние и создание угрозы жизни и здоровью находящихся в нем лиц.

Государственной жилищной инспекцией Самарской области было проведено обследование технического состояния двухэтажного 8-ми квартирного жилого <адрес> года постройки, расположенного по адресу: <адрес> -<адрес>, в результате которого выявлены следующие нарушения: частичное отсутствие элементов кровли; множественное разрушение и выкрашивание кирпичной кладки наружных стен; разрушение штукатурного слоя наружных стен; частичное отсутствие оконных и дверных блоков; ветхость и частичное разрушение элементов пола; ветхость и частичное разрушение элементов перекрытий; отсутствие системы холодного водоснабжения; отсутствие системы водоснабжения; отопление автономное(мини котельная дома).

Со стороны администрации муниципального района Красноармейский и администрации сельского поселения Волчанка какие-либо меры для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества -двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> -<адрес> в <адрес> не принимались.

Таким образом, двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес>, не имеющее собственника, является бесхозяйным и бездействие администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области и администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества -двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> -<адрес> в <адрес>, нарушаются права проживающих в нем лиц: Бияшева Т. и Утингалиева Т. на безопасное нахождение в жилом помещении, которое гарантировано государством и обеспечивается путем выполнения федерального законодательства, а поэтому руководствуясь ст.22 Федерального закона «О прокуратуре» и ст.45 ГПК РФ, прокурор просит:

-признать объект недвижимого имущества –двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес> бесхозяйным;

-признать бездействие администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области и администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества -двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>- 24 в <адрес>;

-обязать администрацию сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области обратиться в Красноармейский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>-24 в <адрес>.

Определением Красноармейского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области от участия в деле в качестве ответчика и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, на стороне ответчика, а также привлечено к участию в рассмотрении дела на стороне ответчика–Комитет по управлению муниципальным имуществом Красноармейского района Самарской области и освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре6ований относительно предмета спора -Южное управление жилищного надзора.

Заместитель прокурора Красноармейского района Самарской области Рубцов В.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив лишь то обстоятельство, что он поддерживает исковые требования только в отношении администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области, поскольку действительно объект недвижимого имущества-двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес>-<адрес> в <адрес> находится на территории администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области и соответственно оно и наделено полномочиями по подаче заявления в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Представитель ответчика- администрации сельского поселения Волчанка и третьих лиц Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Красноармейского района Самарской области Байданов А.А. исковые требования прокурора не признал, указав, что в силу положений статей 2 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения на соответствующей территории. Пос. Дубовка располагается на территории сельского поселения Волчанка м.р.Красноармейский, следовательно, только администрация сельского поселения Волчанка м.<адрес> наделена полномочиями по подаче заявления в регистрирующий орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества -двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> -<адрес>

Кроме того, между администрацией сельского поселения Волчанка и администрацией муниципального района Красноармейский ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о передаче осуществления полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Вместе с тем, прокурор просит признать объект недвижимого имущества -двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес> бесхозяйным. Между тем, граждане Бияшев и Утингалиев в интересах которых подано прокурором заявление проживают в конкретных квартирах – 4 и 3, поэтому квартиры могут выступать объектами недвижимого имущества, а не двухэтажный 8-ми квартирный дом.

Также указанные граждане проживают в квартирах более 15 лет, содержат данное имущество, то есть фактически пользовались и владели данным имуществом как своим собственным, следовательно, признавать, что они являются бесхозяйными, оснований не имеется, в связи с чем полагает необходимым в иске прокурору отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области по обращению граждан Бияшева Т. и Утингалиева Т. о нарушении жилищных прав проведена проверка, в ходе которой было установлено, что заявители проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес>-24.

Из сведений, представленных администрацией муниципального района Красноармейский, администрацией сельского поселения Волчанка, двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес> в реестре муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, а также в реестре муниципальной собственности администрации сельского поселения Волчанка не значится.

Из информаций, представленных Красноармейским отделом Управления Росреестра по Самарской области, Красноармейским филиалом ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» следует, что право собственности на вышеуказанный объект недвижимости не зарегистрировано.

Таким образом, двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес>, не имеющее собственника является бесхозяйным, поэтому суд считает необходимым двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес>-<адрес> в <адрес> признать бесхозяйным.

В соответствии с требованиями ч.ч.2,3,4 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.

До настоящего времени, и не отрицается представителем ответчика, со стороны администрации сельского поселения Волчанка не предприняты необходимые действия по постановки указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Суд считает, что бездействием администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>-<адрес> в <адрес> нарушаются права проживающих в нем лиц: Бияшева Т. и Утингалиева Т. на безопасное нахождение в жилом помещении, которое гарантировано государством и обеспечивается путем выполнения федерального законодательства, поскольку при обследовании технического состояния вышеуказанного объекта недвижимости государственной жилищной инспекцией Самарской области было выявлено, что объект недвижимости -двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> в <адрес> находится в аварийном состоянии(выкрашивание кирпичной кладки наружных стен; разрушение штукатурного слоя наружных стен; частичное отсутствие оконных и дверных блоков; ветхость и частичное разрушение элементов пола; ветхость и частичное разрушение элементов перекрытий; отсутствие системы холодного водоснабжения; отсутствие системы водоотведения, отопление автономное (мини котельная дома) и суд с учетом вышеуказанных обстоятельств считает обязать ответчика-администрацию сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>-<адрес> в <адрес>.

Судом установлено, что объект недвижимого имущества -двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес>-24 в <адрес> находится на территории администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области и в силу положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области обязанности обратиться в Красноармейский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес> -<адрес> в <адрес>, поэтому доводы представителя ответчика- администрации муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества(жилого помещения) как бесхозяйного не соответствует требованиям действующего законодательства, являются обоснованными, если при этом учесть, что прокурор Красноармейского района Самарской области в судебном заседании уточнил исковые требования в этой части, а именно он считает, что удовлетворение исковых требований должно быть только в отношении администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области.

Вместе с тем, суд не может принять доводы представителя ответчика-администрации сельского поселения Волчанка в той части, что объектами недвижимого имущества, которые признаются бесхозяйными могут выступать квартиры, в которых проживают ФИО8 и ФИО11., а не двухэтажное кирпичное здание, как указано в исковом заявлении прокурора и кроме того указанные граждане проживают в квартирах более 15 лет, содержат данное имущество, то есть фактически пользовались и владели данным имуществом как своим собственным, следовательно, признавать, что они являются бесхозяйными, оснований не имеется, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

Кроме того, суд не может выйти за пределы исковых требований, поскольку прокурором заявлены требования о признании недвижимого имущества как бесхозяйного по поводу объекта недвижимости- двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<данные изъяты> в <адрес>, а не квартир, в которых проживают Бияшев Т. и Утингалиев Т.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Красноармейского района удовлетворить.

1.Признать объект недвижимого имущества-двухэтажное кирпичное здание, расположенное по <адрес> -<адрес> в <адрес> бесхозяйным.

2.Признать бездействие администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества-двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>-<адрес> в <адрес>, незаконным.

3.Обязать администрацию сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области обратиться в Красноармейский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес>-<адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Яхонтова Н.П.