Постановление о привлечении Администрации района к ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



 П О С Т А Н О В  Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 июля 2010 года с. Красноармейское

            Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К.,

при секретаре Гребешковой Л.Б.,

с участием:

представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - Бачеровой И.В., действующей на основании доверенности, представителя ОГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Самарской области - Коновалова М.Д.,

                                           

            рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-11/2010 об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.4 п.1 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (собственника структурного подразделения МОУ Андросовской СОШ детский сад «Дюймовочка», здания структурного подразделения Куйбышевского филиала МОУ Андросовской СОШ детский сад «Белочка»),

У С Т А Н О В И Л:

            10.06.2010 года Государственным инспектором по пожарному надзору муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Самарской области Коноваловым М.Д. в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области составлен протокол об административном правонарушении  №77 по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому в ходе проведенной плановой проверки с 05.05.2010 года по 02.06.2010 года инспектором муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УГПН ГУ МЧС России по Самарской области Коноваловым М.Д. в отношении здания структурного подразделения МОУ Андросовской СОШ детский сад «Дюймовочка» и здания структурного подразделения Куйбышевского филиала МОУ Андросовской СОШ детский сад «Белочка» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленные стандартами, нормами и правилами в Российской Федерации, а именно, в отношении детского сада «Дюймовочка»:

-  здание детского сада не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.9)

- в здании детского сада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

(Основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 5.1);

- в тамбуре центрального выхода на пути эвакуации из здания расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей

(Основание: ППБ 01-03 п.53);

- ширина коридора при открытой двери, открывающейся из помещения спальной комнаты группы в общий коридор менее половины ширины дверного полотна

(Основание: ППБ 01-03 п.3; ППБ 101-89 п. 2.1.10; СНиП 2.01.02-85 п.4.6; СНиП 21-01-97** п.6.27);

- ширина коридора при открытой двери, открывающейся из помещения прачки в общий коридор менее половины ширины дверного полотна

(Основание: ППБ 01-03 п.3; ППБ 101-89 п. 2.1.10; СНиП 2.01.02-85 п.4.6; СНиП 21-01-97** п.6.27).

          В отношении детского сада «Белочка»:

- в лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте 2,2 м. от поверхности проступней и площадки лестницы

(Основание: ППБ 01-03, п.3 СНиП 21-01-97* п.6.32);

- в лестничной клетке между маршами лестниц и между порочнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм

(Основание: ППБ 01-03, п.3; СНиП 21-01-97* п.8.9);

-ширина двери эвакуационного выхода, ведущего из коридора 2-го этажа непосредственно в лестничную клетку, менее 1,2 м.

(Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.6.9; 6.16);

- здание детского сада не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации

(Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.9);

- в здании детского сада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

(Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 5.1);

- этажи здания не имеют вторых эвакуационных выходов

(Основание: п.3 ППБ 01-03, п.6.13 СНиП 21-01-97*).

         Таким образом, в ходе проверки было установлено ненадлежащее выполнение соответствующих требований пожарной безопасности со стороны собственника имущества – Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, в связи с чем Отделение ГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УГПН ГУ МЧС России по Самарской области, в лице инспектора ОГПН Коновалова М.Д. просит принять решение о назначении административного наказания, в виде административного приостановления деятельности здания структурного подразделения МОУ Андросовской СОШ детский сад «Дюймовочка и здания структурного подразделения Куйбышевского филиала МОУ Андросовской СОШ детский сад «Белочка».

          В судебном заседании представитель ОГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УГПН ГУ МЧС России по Самарской области – инспектор Коновалов М.Д. пояснил, что действительно в  ходе проверки, проведенной в здании структурного подразделения МОУ Андросовской СОШ детский сад «Дюймовочка» и здания структурного подразделения Куйбышевского филиала МОУ Андросовской СОШ детский сад «Белочка» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами в Российской Федерации. При проведении проверки присутствовал директор Андросовской СОШ Почукаев А.П. Данные нарушения влияют на безопасность людей. При эвакуации людей из здания двери должны быть необходимых размеров. В данном случае необходимо переставить двери или вообще убрать их вместе с дверным полотном. Также необходимо закрыть трубы отопления. Необходимо, чтобы было не менее 2-х эвакуационных выходов. Кроме того, можно и нужно устранить остальные нарушения правил пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки собранный материал был сразу направлен в суд, предписания об устранении нарушений не выписывалось, так как руководство ОГПН считает, что выявленные нарушения являются серьезными и наложение штрафа не повлияет на их устранение. Просит приостановить деятельность детских садов, так как это не безопасно.

          Представитель юридического лица – Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области Бачерова И.В. в судебном заседании пояснила, что с вышеуказанными нарушениями правил пожарной безопасности она согласна, однако при проведении проверки не присутствовал представитель Администрации. Правила пожарной безопасности введены в действие в 2003 году, однако здания детских садов построены ранее и поэтому не соответствуют данным правилам и нормам. Устранение некоторых нарушений требует больших финансовых затрат, поэтому необходимо время, но выявленные нарушения пожарной безопасности будут устраняться. Считает не обязательным приостанавливать деятельность детских садов, так как дети их посещают и в этом есть определенная необходимость.

          Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему:

          В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ / административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности.

          Под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать – виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований пожарной безопасности.

          Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно-опасного действия, так в виде общественно-опасного бездействия.

           При рассмотрении дела об административном правонарушении по факту нарушения требований пожарной безопасности в каждом случае должно быть установлено, какие конкретно правила, нормы и стандарты, обеспечивающие пожарную безопасность, нарушены, какие именно пункты, в чем конкретно выразилось нарушение, какие именно действия должны были и могли предпринять лица для обеспечения пожарной безопасности на объекте, то есть установление вины имеет решающее значение для привлечения правонарушителя к ответственности.

           Законодательством РФ (ст.22 КоАП РФ) установлены две формы вины: умысел и неосторожность.

           Административное правонарушение правил пожарной безопасности признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилась к ним безразлично.

           Административное нарушение требований пожарной безопасности признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

           Как следует из материалов дела основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении здания структурного подразделения МОУ Андросовской СОШ детский сад «Дюймовочка» и здания структурного подразделения Куйбышевского филиала МОУ Андросовской СОШ детский сад «Белочка» послужило то, что ими не были предприняты все зависящие от них меры, направленные на соблюдение установленных законодательством требований пожарной безопасности.

           Факт нарушения Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области Правил пожарной безопасности в 2010 году подтверждается актом проверки отделения государственного пожарного надзора муниципальных районов Пестравский и Красноармейский №10 от 02.06.2010 года, из которого следует, что в период с 05.05.2010 года по 02.06.2010 года на основании распоряжения (приказа) №10 от 04.05.2010 года, выданного начальником УГПН, инспектором ОГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Коноваловым М.Д. была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении муниципального образовательного учреждения Андросовской средней общеобразовательной школы Красноармейского района Самарской области.

           В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами в РФ – ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 года, регистрационный №4838); Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03 (Утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 года №315. Дата введения в действие 30.06.2003 года); Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях»  НПБ 104-03 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 года, регистрационный №4837); Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - далее СНИП 21-01-97 (Утвержден Постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.1997 года  №18-7), а именно, в отношении детского сада «Дюймовочка»:

-  здание детского сада не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.9)

- в здании детского сада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

(Основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 5.1);

- в тамбуре центрального выхода на пути эвакуации из здания расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей

(Основание: ППБ 01-03 п.53);

- ширина коридора при открытой двери, открывающейся из помещения спальной комнаты группы в общий коридор менее половины ширины дверного полотна

(Основание: ППБ 01-03 п.3; ППБ 101-89 п. 2.1.10; СНиП 2.01.02-85 п.4.6; СНиП 21-01-97** п.6.27);

- ширина коридора при открытой двери, открывающейся из помещения прачки в общий коридор менее половины ширины дверного полотна

(Основание: ППБ 01-03 п.3; ППБ 101-89 п. 2.1.10; СНиП 2.01.02-85 п.4.6; СНиП 21-01-97** п.6.27).

         В отношении детского сада «Белочка»:

- в лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте 2,2 м. от поверхности проступней и площадки лестницы

(Основание: ППБ 01-03, п.3 СНиП 21-01-97* п.6.32);

- в лестничной клетке между маршами лестниц и между порочнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм

(Основание: ППБ 01-03, п.3; СНиП 21-01-97* п.8.9);

-ширина двери эвакуационного выхода, ведущего из коридора 2-го этажа непосредственно в лестничную клетку, менее 1,2 м.

(Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.6.9; 6.16);

- здание детского сада не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации

(Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.9);

- в здании детского сада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

(Основание: ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 5.1);

- этажи здания не имеют вторых эвакуационных выходов

(Основание: п.3 ППБ 01-03, п.6.13 СНиП 21-01-97*).

          Не отрицает вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности и само юридическое лицо - в лице представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области Бачеровой И.В..

          Таким образом, вина собственника объектов – Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области заключается в том, что ей не были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение установленных законодательством требований пожарной безопасности, в связи с чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей и при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области усматривается наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

          Доводы представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области  – Бачеровой И.В. о том, что при проведении проверки не был привлечен представитель администрации, является несостоятельным, так как при проведении вышеуказанной проверки присутствовал директор Андросовской СОШ и сам факт выявленных нарушений представителем Администрации не оспаривается. Что же касается того, что ранее замечаний и предписаний не выносилось по выполнению требований пожарной безопасности со стороны ОГПН детским садам и соответственно не предполагалось, что допускаются нарушения (доводы о том, что здания были построены ранее вступивших в действие требований пожарной безопасности), то это обстоятельство не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как диспозиция данной статьи не содержит этого требования, незнание тех или иных требований пожарной безопасности установленных действующим законодательством, также не может свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности юридическое лицо - Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области.

          Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ / нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.6 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.      

         Однако, из толкований судебной практики Верховного суда РФ, такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции ч.1 ст.20.4 Кодекса, то есть не только на граждан, но и на должностных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и на юридическое лицо).

         С учетом всех обстоятельств, установленных в судебном заседании, мнением сторон, суд считает необходимым назначить юридическому лицу – Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области административное наказание в виде предупреждения.          

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

           

 П О С Т А Н О В И Л:

         Признать Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области, юридический адрес: Самарская область Красноармейский район с.Красноармейское пл.Центральная д.12 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить административное взыскание в виде предупреждения.

         На постановление может быть принесена жалоба в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

           

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

           

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Султангалиев Х.К.