Р Е Ш Е Н И Е
о рассмотрении жалобы на постановление по делу
об административном правонарушении
19 июля 2012 года с.Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яхонтовой Н.П.,
с участием заявителя Муравьевой Т.Б., и её представителя Гаврилина С.А., принимающего участие по доверенности,
представителя ОНД м.р. Пестравский и Красноармейский –Дешевых А.В., принимающего участие по доверенности,
при секретаре Перцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-51/2012 по жалобе Муравьевой Татьяны Борисовны, <данные изъяты> на постановление Государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области по пожарному надзору лейтенанта внутренней службы Дешевых А.В. о привлечении её к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области от 06.06.2012 года Муравьева Т.Б., директор ГБОУ СОШ п.Чапаевский привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Указанное постановление вынесено по результатам внеплановой проверки, которая проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью соблюдения требований пожарной безопасности на объектах и территории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы пос.Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»-далее ППР в РФ (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.12г. №390 «О противопожарном режиме»), Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений»-далее СНиП 21-01-97(утвержденные постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.97г № 18-7), а именно:
-в лестничной клетке на пути эвакуации ступени, площадки отделаны материалом(масляная краска). (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 п.33; СНиП 21-01-97 п.6.25) ;
-дверь из коридора первого этажа в лестничную клетку открывается не по направлению выхода из здания.(Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 п.34; СНиП 21-01-97 п.6.17);
-снята предусмотренная проектом дверь отделяющая лестничную клетку от тамбура эвакуационного выхода.(Основание :Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 п.п. 23, 36);
-на крыльце с лестничной высотой более 45 см. отсутствуют ограждения с перилами (на пути эвакуации из лестничной клетки непосредственно наружу ). (Основание : Федеральный закон «О пожарной безопасности» Российской Федерации № 69 п. 1; СНиП 21-01-97 п.6.28);
-перед дверью основного эвакуационного выхода на полу расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей. (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 п.36).
Муравьева Т.Б. обратилась с жалобой на указанное постановление по тем основаниям, что основанием для проведения внеплановой проверки послужило распоряжение Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, изданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012 г. «Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей».
При рассмотрении дела не учтено, что оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей открыты Постановлением администрации муниципального района Красноармейский № 640 от 14 мая 2012 года на базе имущества, собственником является муниципальный район. Следовательно, и требования по обеспечению пожарной безопасности возлагаются не на директора ГБОУ СОШ, а на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области, а поэтому директор ГБОУ СОШ не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме этого, проведенной проверкой устанавливаются нарушения требований пожарной безопасности, связанные с выходом на второй этаж здания школы, тогда как оздоровительный лагерь располагался только на 1 этаже, то есть проверка проведена в отношении объекта, не подлежащим проверке в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства.
ГБОУ СОШ п.Чапаевский образовано и действует в форме государственного бюджетного учреждения. В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ(в редакции от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного( муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, то есть ГБОУ СОШ не создано для целей извлечения прибыли, обладает специальной правоспособностью, не имеет собственных источников доходов, осуществляет свою деятельность за счет субвенций и субсидий, имеющих целевое назначение.
С учетом вышеизложенного она просит постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области от 06.06.2012г. о привлечении к административной ответственности отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ прекратить.
В судебном заседании заявительница Муравьева Т.Б. и её представитель Гаврилин С.А. поддержали доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Представитель ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области Дешевых А.В.считает постановление о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в отношении Муравьевой Т.Б. законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется, поскольку в ходе внеплановой проверки на основании распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, изданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012 г. «Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей», проводимой в помещении ГБОУ СОШ п.Чапаевский были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что жалоба Муравьевой Т.Б. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Часть4ст.20.4 КоАП РФ предусматривает нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей и управления эвакуации людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела при проведении внеплановой проверки на основании распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, изданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012г. «Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей» в помещении ГБОУ СОШ п.Чапаевский были выявлены следующие нарушения:
-в лестничной клетке на пути эвакуации ступени, площадки отделаны горючим материалом(масляная краска);
-дверь из коридора первого этажа в лестничную клетку открывается не по направлению выхода из здания;
-снята предусмотренная проектом дверь, отделяющая лестничную клетку от тамбура эвакуационного выхода;
-на крыльце с лестницей высотой более 45 см. отсутствуют ограждения с перилами( на пути эвакуации из лестничной клетки непосредственно наружу);
-перед дверью основного эвакуационного выхода по полу расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей, то есть были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что директор ГБОУ СОШ п.Чапаевский Муравьева Т.Б. действительно в данном случае не может нести ответственность по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, так как она не является субъектом вышеуказанного правонарушения, поскольку оздоровительные лагеря с дневным пребыванием были открыты на основании Постановления администрации муниципального района Красноармейский № 640 от 14 мая 2012 года, на базе имущества, собственником которого является администрация муниципального района Красноармейский.
В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Следовательно требования по обеспечению пожарной безопасности возлагаются не на директора ГБОУ СОШ, а на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области.
Кроме того, проведенной проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности в отношении объекта, не подлежащего проверке, так как оздоровительный лагерь в помещении школы располагался только на 1 этаже, тогда как проведенной проверкой были установлены нарушения требований пожарной безопасности связанные с выходом на второй этаж и также установленные нарушения уже были предметом рассмотрения гражданского дела № 2-106/2011 по иску прокурора Красноармейского района в интересах учащихся и воспитанников муниципального учреждения Чапаевская средняя общеобразовательная школа об обязании администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ Чапаевская СОШ, решение по которому находится в стадии исполнения.
Следует учесть и то обстоятельство, что ГБОУ СОШ образовано и действует в форме государственного бюджетного учреждения, то есть не имеет собственных источников доходов и осуществляет свою деятельность за счет субвенций и субсидий, имеющих целевое назначение.
Судом было установлено, что в связи с отсутствием собственных денежных средств на выполнение мероприятий связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, директором ГБОУ СОШ п.Чапаевский Муравьевой Т.Б. предприняты все необходимые меры по привлечению денежных средств и бюджета района. В настоящее время в помещении школы производится капитальный ремонт с выполнением работ по устранению требований пожарной безопасности, то есть это еще раз свидетельствует о том, что она как должностное лицо не может привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
-об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
-об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным способом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
-об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
-об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущим назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский о привлечении Муравьеву Т.Б. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муравьеовй Т.Б. подлежит прекращению на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу Муравьевой Татьяны Борисовны на постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов. Пестравский и Красноармейский о привлечении её к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский (государственного инспектора по пожарному надзору) от 06 июня 2012 года вынесенное в отношении Муравьевой Татьяны Борисовны об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке и сроки установленные ст. ст.30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Красноармейского районного суда
Самарской области Н.П.Яхонтова.