Решение по жалобе на постановление мирового судьи о привлечении ОАО к ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

21 января 2011 года                                                                                 с. Красноармейское

        Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К.,

при секретаре Гребешковой Л.Б.,

с участием:

- представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности - ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» - Кравченко А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

- представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Самарской области - Яковенко М.Д., действующего на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе:

Аграфенина Александра Петровчиа,

работающего <адрес>

<адрес>,

находящегося по адресу:

<адрес>

                                                                         действующего на основании доверенности

                                                                                               от ДД.ММ.ГГГГ

                                                                   

         на постановление мирового судьи судебного участка №143 Самарской области Романовой Г.П. от 23.11.2010 года о привлечении к административной ответственности ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №143 Самарской области Романовой Г.П. от 23.11.2010 года ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5. ч.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа, в размере 10 000 (десять тысяч) рублей в доход государства.

Согласно данному постановлению с 05 октября по 25 октября 2010 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проводимой с целью контроля исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, 84 км восточнее п.Карагай муниципального района Красноармейский Самарской области не сдан ОАО «Приволжскнефтепровод» постоянной комиссии по рекультивации муниципального района Красноармейский, тем самым ОАО «Приволжскнефтепровод» не выполнило в установленный срок (04.10.2010 года) законного предписания.

На указанное постановление мирового судьи начальником филиала ОАО «Приволжскнефтепровод» Самарское РНУ Аграфениным А.П. подана жалоба, в которой он указывает на то, что данное постановление является незаконным и производство по данному делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях ОАО «Приволжскнефтепровод» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО «Приволжскнефтепровод» Кравченко А.В. поддержал заявление начальника филиала ОАО «Приволжскнефтепровод» Самарское РНУ Аграфенина А.П. по изложенным в нем основаниям и суду пояснил, что административным органом не доказан сам факт невыполнения предписания Россельхознадзора. Осмотр земельного участка административным органом не проводился, протокол осмотра не составлялся и понятые, необходимые для данного процессуального действия не привлекались. Субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ незаконным и производство по делу прекратить.

           Представитель Управления Россельхознадзора по Самарской области Яковенко М.Д. с жалобой «Приволжскнефтепровод» не согласился и суду пояснил, что, по мнению Общества (ОАО «Приволжскнефтепровод») нарушен порядок привлечения к административной ответственности, однако сотрудники Управления, при осуществлении своей деятельности руководствуются не только КоАП РФ. Сроки и последовательность действий Управления Россельхознадзора при осуществлении государственного земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения определяет Административный регламент исполнения Федеральной службой, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства №411 от 07.09.2009 года. В данном случае Управление осуществляло внеплановую проверку и Общество было заранее (27.09.2010 года, то есть за несколько дней до проведения проверки) предупреждено об этом. Актом проверки выявлено неисполнение ранее выданного предписания, а именно не проведена рекультивация в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ и Роскомзема. На основании акта проверки составлен административный протокол, то есть Управлением Россельхознадзора не был нарушен порядок привлечения к ответственности. Процедура Осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов является отдельной процедурой, которая в данном случае не применяется. Кроме того, Общество неоднократно обращалось к Управлению с ходатайствами о продлении срока исполнения Предписания и данные ходатайства были удовлетворены, однако Общество так и не выполнило предписание, грубо игнорируя требования Федерального законодательства. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется пропуском срока исполнения предписания. Общество представило проект рекультивации и заключение почвенного обследования, выполненные ОАО «ВолгоНИИгипрозем», однако указанные документы должны были быть представлены задолго до проведения проверки. Кроме того, приказом Минприроды РФ и Роскомзема №525/67 предусматривается создание постоянной комиссии для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель. В соответствии с выданным предписанием №16/20-97 после окончания работ по рекультивации необходимо было провести почвенные исследования и сдать рекультивированный участок в установленном порядке постоянной комиссии, однако постоянная комиссия по вопросам рекультивации 21 октября 2010 года (письмо от 25.10.2010 года №374), осмотрев на местности земельные участки магистрального нефтепровода «Куйбышев-Лисичанск», на которых проводилась рекультивация земель после ремонтных работ на указанном нефтепроводе, установила, что работы по рекультивации не выполнены. Приемка земельных участков возможна только после надлежащего выполнения работ. Нарушений процессуальных норм представителя Общества со стороны Управления также не было, поскольку в соответсвии с п.24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.2004 года «10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», надлежаще оформленной доверенностью в административном деле является доверенность с указанием конкретных полномочий, однако вопреки этому представителем Общества Сычевым О.В. была представлена только общая доверенность на представление интересов Общества, в которой не было никаких указаний на наличие у него каких-либо полномочий и прав на совершение предусмотренных законом процессуальных действий в рамках административного производства. На основании изложенного просит в удовлетворении жалобы ОАО «Приволжскнефтепровод» отказать и постановление мирового суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 1.5 ч.1 КоАП РФ / 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 26.11 КОАП РФ / Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

          При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности ОАО «Приволжскнефтепровод» по ст.19.5 КоАП РФ мировым судьей не учтены представленные им доказательства его невиновности. Мировой суд не проверил и не опроверг доводы представителя ОАО «Приволжскнефтепровод» о том, что на момент проведения проверки требования предписания Обществом были выполнены, а также факт процессуального нарушения прав представителя лица, в отношении которого составляется административный протокол.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ / По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ / Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Согласно ст.26.3 КоАП РФ / 1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. 2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

          В протоколе об административном правонарушении №63160254 от 25.10.2010 года указано, что законный представитель юридического лица извещен о составлении протокола (исх №2644/7-2 от 15.10.2010 года), не явился, протокол составлен в соответствии с ч.5 ст.28.2 КоАП РФ, составлен в его отсутствие.

           В судебном заседании установлено, что представитель юридического лица (ОАО «Приволжскнефтепровод») - Сычев О.В., действующий на основании доверенности №05-05/315 от 06.10.2010 года, присутствовал при составлении Акта проверки №07/57 от 25.10.2010 года, о чем имеется соответствующая запись, однако при составлении административного протокола №63160254 от 25.10.2010 года он не был допущен к данному протоколу ввиду отсутствия надлежаще оформленной доверенности. Данный факт представителем Управления Россельхознадзора не оспаривается. В то же время каких-либо пояснений по данному факту в административном протоколе не имеется.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ / 1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. 3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. 4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. 5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись. 6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

          В своем объяснении представитель Управления Россельхознадзора - Яковенко М.Д. показал, что доверенность представителя ОАО «Приволжскнефтепровод» - Сычева О.В. имела общий характер и поэтому при составлении протокола он не был допущен в качестве законного представителя лица, в отношении которого составляется административный протокол, однако в акте проверки он действительно был указан. Надлежащее уведомление Общества о составлении административного протокола подтверждается соответствующим письмом №2644/7-2 от 15.10.2010 года.

          В акте проверки Управления Россельхознадзора №07/57 от 25.10.2010 года указано, что при проведении проверки присутствовал Сычев Олег Вячеславович - начальник НПС «Любецкая» ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» (доверенность №05-05/315 от 06.10.2010 года).

          В доверенности №05-05/315 от 06.10.2010 года указано, что ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», в лице генерального директора ОАО «Приволжскнефтепровод» -Попова Юрия Вячеславовича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает начальника НПС «Любецкая» - Сычева Олега Вячеславовича представлять интересы ОАО «Приволжскнефтепровод» в органах и у должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении. Доверенность действительна в течение одного года без права передоверия.

           Согласно ст.28.2 КоАП РФ / законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

          Законным представителем юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

          В соответствии с положениями Устава Общества единоличным исполнительным органом Общества является его Генеральный директор. Генеральным директором открытого акционерного общества «Приволжские магистральные нефтепроводы» (Общества) является Попов Юрий Вячеславович.

          Кодексом об административных правонарушениях РФ допускается участие в рассмотрении дела об административных правонарушениях лица, действующие на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренные ч.4 ст.28.2 КоАП РФ право на предоставление объяснений и замечаний по содержанию протокола.     

Согласно ст.25.5 КоАП РФ / 1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. 2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. 3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. 4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. 5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

           Как установлено в судебном заседании представитель ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» - Сычев Олег Вячеславович являлся таким лицом, а соответственно его недопущение к протоколу об административном правонарушении №63160254 от 25.10.2010 года является нарушением процессуальных норм, а именно п.5 ст.25.5 КоАП РФ.

           Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении №63160254 от 25.10.2010 года составлен с нарушением требований КоАП РФ, данный протокол не может являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.

           Из Распоряжения №07/51 от 06.09.2010 года Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) срок исполнения предписания №16/20-97 от 26.10.2009 года перенесен на 04.10.2010 года.

           Из письма №374 от 25.10.2010 года председателя комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района Красноармейский Самарской области следует, что постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района Красноармейский, осмотрев на местности 21 октября 2010 года земельные участки на 31,32 и 33 км магистрального нефтепровода «Куйбышев-Лисичанск» на которых проводилась рекультивация земель после ремонтных работ на указанном нефтепроводе, установила, что работы по рекультивации земель на этих участках не выполнены. Приемка указанных земельных участков возможна только после надлежащего проведения работ.

           Суд считает, что вышеуказанные выводы комиссии по вопросам рекультивации земель не соответствуют действительности, поскольку опровергаются материалами дела.

           Так, из заключения ОАО «Волжского научно-исследовательского и проектно-изыскательного института по землеустройству» ОАО «ВолгоНИИгипрозем» от 14.10.2010 года следует, что восстановление земель после проведения биологической рекультивации на участках проведения ремонтных работ на 31,0 км, 32,0 км, 33,0 км на МН «Куйбышев-Лисичанск» в зоне деятельности Самарского РНУ ОАО «Приволжскнефтепровод» в границах бывшего совхоза имени Ленина муниципального района Красноармейский Самарской области выполнено.

            В силу ч.1 ст.19.5. КоАП РФ / состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителем предпринимались все меры по выполнению предписания и на момент окончания срока действия предписания все указанные в нем требования были выполнены.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №143 Самарской области о привлечении ОАО «Приволжскнефтепровод» к административной ответственности по ст. 19.5.ч.1 КоАП РФ является незаконным.

           Согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ / производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения….

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ / по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

           Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №143 Самарской области Романовой Г.П. от 23.11.2010 года в отношении ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», привлеченного к административной ответственности по ст. 19.5. ч.1 КоАП РФ отменить, производство по данному делу прекратить.

Судья                                                                          подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области                                                                            Султангалиев Х.К.