Решение по жалобе Ефименко Г.М. по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.



Р Е Ш Е Н И Е
о рассмотрении жалобы на постановление по делу

об административном правонарушении

17 августа 2012 года с. Красноармейское

    Красноармейский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яхонтовой Н.П.,

с участием заявителя Ефименко Г.М., и её представителя Байданова А.А., принимающего участие по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Перцевой Л.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-48/2012 по жалобе Ефименко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, работающей директором ГБОУ СОШ <адрес> на постановление Государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по <адрес> по пожарному надзору лейтенанта внутренней службы Дешевых А.В. о привлечении её к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ефименко Г.М., директор ГБОУ СОШ <адрес> привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

    Указанное постановление вынесено по результатам внеплановой проверки, которая проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью соблюдения требований пожарной безопасности на объектах и территории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» -далее ППР в РФ (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.12г. №390 «О противопожарном режиме»), а именно:

-снята предусмотренная проектом дверь отделяющая лестничную клетку от коридора 1-го этажа (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 23);

-в спортивном зале шлейфы автоматической пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии (отсутствует табло выход над запасным эвакуационным выходом) (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 61);

-дверь из помещения столовой в коридор открывается не по направлению выхода из здания. (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 34; СНиП 21-01-97* п. 6.17.).

    Ефименко Г.М. обратилась с жалобой на указанное постановление по тем основаниям, что основанием для проведения внеплановой проверки послужило распоряжение Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, изданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012 г. «Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей».

    При рассмотрении дела не учтено, что оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей открыты Постановлением администрации муниципального района Красноармейский № 640 от 14 мая 2012 года на базе имущества, собственником является муниципальный район. Следовательно, и требования по обеспечению пожарной безопасности возлагаются не на директора ГБОУ СОШ, а на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области, а поэтому директор ГБОУ СОШ не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

    Кроме этого, проведенной проверкой устанавливаются нарушения требований пожарной безопасности, связанные с выходом на второй этаж здания школы, тогда как оздоровительный лагерь располагался только на 1 этаже, то есть проверка проведена в отношении объекта, не подлежащим проверке в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства.

    ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка образовано и действует в форме государственного бюджетного учреждения. В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ (в редакции от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, то есть ГБОУ СОШ не создано для целей извлечения прибыли, обладает специальной правоспособностью, не имеет собственных источников доходов, осуществляет свою деятельность за счет субвенций и субсидий, имеющих целевое назначение.

    С учетом вышеизложенного она просит постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области от 06.06.2012 г. о привлечении к административной ответственности отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ прекратить.

    В судебном заседании заявительница Ефименко Г.М. и её представитель Байданов А.А. поддержали доводы жалобы по указанным в ней основаниям.

    Представитель ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский Главного управления МЧС России по Самарской области Дешевых А.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что жалоба Ефименко Г.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей и управления эвакуации людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

    Как следует из материалов дела при проведении внеплановой проверки на основании распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, изданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012г. «Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей» в помещении ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка были выявлены следующие нарушения:

-снята предусмотренная проектом дверь отделяющая лестничную клетку от коридора 1-го этажа (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 23);

-в спортивном зале шлейфы автоматической пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии (отсутствует табло выход над запасным эвакуационным выходом) (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 61);

-дверь из помещения столовой в коридор открывается не по направлению выхода из здания. (Основание: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 п. 34; СНиП 21-01-97* п. 6.17.), то есть были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.

    Вместе с тем, суд считает, что директор ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка Ефименко Г.М. действительно в данном случае не может нести ответственность по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, так как она не является субъектом вышеуказанного правонарушения, поскольку оздоровительные лагеря с дневным пребыванием были открыты на основании Постановления администрации муниципального района Красноармейский № 640 от 14 мая 2012 года, на базе имущества, собственником которого является администрация муниципального района Красноармейский.

    В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

    Следовательно требования по обеспечению пожарной безопасности возлагаются не на директора ГБОУ СОШ, а на администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области.

    Кроме того, проведенной проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности в отношении объекта, не подлежащего проверке, так как оздоровительный лагерь в помещении школы располагался только на 1 этаже, тогда как проведенной проверкой были установлены нарушения требований пожарной безопасности связанные с выходом на второй этаж и также установленные нарушения уже были предметом рассмотрения гражданского дела № 2-102/2011 по иску прокурора Красноармейского района в интересах учащихся и воспитанников муниципального учреждения Павловская средняя общеобразовательная школа об обязании администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ, решение по которому находится в стадии исполнения.

    Следует учесть и то обстоятельство, что ГБОУ СОШ образовано и действует в форме государственного бюджетного учреждения, то есть не имеет собственных источников доходов и осуществляет свою деятельность за счет субвенций и субсидий, имеющих целевое назначение.

    Судом было установлено, что в связи с отсутствием собственных денежных средств на выполнение мероприятий связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, директором ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка Ефименко Г.М. предприняты все необходимые меры по привлечению денежных средств и бюджета района. В настоящее время в помещении школы производится капитальный ремонт с выполнением работ по устранению требований пожарной безопасности, то есть это еще раз свидетельствует о том, что она как должностное лицо не может привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

    Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

-об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

-об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным способом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

-об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

-об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущим назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

    С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский о привлечении Ефименко Г.М. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО5 подлежит прекращению на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Жалобу Ефименко Галины Михайловны на постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский о привлечении её к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ удовлетворить.

    Постановление государственного инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский (государственного инспектора по пожарному надзору) от 06 июня 2012 года , вынесенное в отношении Ефименко Галины Михайловны об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

    Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.

    Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке и сроки установленные ст. ст.30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Н.П.Яхонтова.