№ 2- 1288\10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2010 года ст. Полтавская
Судья Красноармейского районного суда Кравченко Н.А.
При секретаре Зыряновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседание заявление начальника Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» Прядко А.А. об оспаривании распоряжения управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №01-11/2855 от 26 июля 2010 года о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица в отношении Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района»,
У с т а н о в и л :
Начальник Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» ( далее управление ветеринарии) Прядко А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №01-11/2855 от 26 июля 2010 года о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица в отношении Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района».
В обосновании доводов Прядко А.А. ссылается на то обстоятельство, что 29 июля 2010 года в адрес ГУ КК «Управление ветеринарии Красноармейского района» поступила копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки № 01-11/2855 от 26 июля 2010 года, выданная заместителем руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ( далее Россельхознадзор)
В соответствии с распоряжением целью мероприятия является - контроль за осуществлением мер по ликвидации заболевания бешенства, представляющую угрозу здоровья и жизни для граждан и животных, выявленного у лисицы на территории личного подворья Жуковой Р.П., проживающей по адресу: <адрес>, ст. Полтавская, <адрес>.
Предметом проверки отмечено соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Срок проведения проверок: с 28 июля 2010 г. по 24 августа 2010 г. включительно.
Прядко А.А. считает, что распоряжения на проведение проверок в отношении Управление ветеринарии противоречат требованиям Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008г. ( далее ФЗ № 294), проведение проверки является необоснованным.
Запрос о предоставлении документов поступил 29 августа 2010 года, датой начала проведения проверки в распоряжении указано - 28 августа 2010 г. Копия распоряжения не заверена печатью органа, вынесшего распоряжение. В распоряжении не указан адрес местонахождения проверяемого лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика. Запрос о предоставлении документов не мотивирован.
В распоряжениях в перечне документов указана необходимость представления паспортных данных руководителя учреждения, то есть заявлено требование о предоставлении сведений и документов, не относящихся к предмету документарной проверки.
По мнению Прядко А.А. Россельхознадзор осуществляет надзор за выполнением ветеринарно-санитарных по безопасности продукции животного происхождения; надзор за соблюдением ветеринарного законодательства РФ при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию; ветеринарный и фитосанитарный надзор за производственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах рыбопромыслового флота и контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии на государственной границе и транспорте.
Статьёй 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 года № 706 установлен исчерпывающий перечень объектов, на которых осуществляется государственный ветеринарный надзор. При этом управления ветеринарии городов и районов субъектов РФ в этот перечень не входят, т.е. не являются объектами такого надзора.
В соответствии с пунктом 1.3 санитарных и ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. Общие положения» СП 3.1.084-96 и ВП 13.3.4.1100-96, к которым относится бешенство, государственный контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ и органами и учреждениями Государственной ветеринарной службы РФ в соответствии с действующими законами.
К полномочиям управления Россельхознадзора также не относится проверка деятельности ветеринарных специалистов, поскольку указанное относится к полномочиям органа субъекта РФ в области ветеринарии.
Просит суд признать распоряжения № 01-11/2855 от 26 июля 2010 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» незаконным и отменить указанное распоряжение.
Представитель Управления ветеринарии Карпенко В.Н. поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Горбань Е.А. возражал против доводов, указанных в заявлении, суду пояснил, что управление осуществляет надзор за организацией и проведением Управлением ветеринарии противоэпизоотических мероприятий.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью гражданам, окружающей среде. Внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки.
Назначенная проверка была направлена на выявление полноты и качества проведённых мероприятий, направленных на предотвращение распространения заболеваний, в том числе и бешенства у животных. Горбань Е.А. просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 29 июля 2010 года в адрес ГУ КК «Управление ветеринарии Красноармейского района» поступила копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки № 01-11/2855 от 26 июля 2010 года, выданная заместителем руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ( далее Россельхознадзор).
В соответствии с распоряжением целью мероприятия является - контроль за осуществлением мер по ликвидации заболевания бешенства, представляющую угрозу здоровья и жизни для граждан и животных, выявленного у лисицы на территории личного подворья Жуковой Р.П., проживающей по адресу: <адрес>, ст. Полтавская, <адрес>.
Предметом проверки отмечено соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Срок проведения проверок: с 28 июля 2010 г. по 24 августа 2010 г. включительно.
Запрос о предоставлении документов с копией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Управления ветеринарии поступил 29 августа 2010 года, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения. Датой начала проведения проверки в распоряжении указано - 28 августа 2010 г., то есть имеет место нарушения срока уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки. Указанное нарушение в соответствии с частью 2 статьи 20 ФЗ № 294 относится к разряду грубых нарушений требований закона.
Копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки не заверена печатью органа, вынесшего распоряжение, в нарушение требований части 4 статьи 11 ФЗ № 294.
Содержание и форма распоряжения о проведении проверки не соответствует требованиям ч.2 ст.14 ФЗ, № 294, а также приказу Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009г. № 141. В нарушение данных норм в распоряжении не указан адрес местонахождения проверяемого лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с п.2 ст. 11 ФЗ № 294 организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 ФЗ и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора). В случае, если эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, к которому прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Запрос о предоставлении документов не мотивирован, поскольку содержит только отсылочную информацию о необходимости предоставления документов, указанных в п. 10 распоряжения, то есть является формальным.
В нарушение п. 11 ст. 11 ФЗ № 294 в распоряжениях в перечне документов указана необходимость представления паспортных данных руководителя учреждения, то есть заявлено требование о предоставлении сведений и документов, не относящихся к предмету документарной проверки, кроме того этим нарушается п. 2 статьи 3 ФЗ № 294 основной принцип защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) - презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п.4 ст. 3 ФЗ № 294 основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Правовым основанием проведения проверки указано «Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 327. В силу требований указанного постановления и постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004г. № 201 «Вопросы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Россельхознадзор осуществляет надзор за выполнением ветеринарно-санитарных по безопасности продукции животного происхождения; надзор за соблюдением ветеринарного законодательства РФ при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию; ветеринарный и фитосанитарный надзор за производственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах рыбопромыслового флота. Кроме того органы Россельхознадзора осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии на государственной границе и транспорте. Исходя из указанного, к полномочиям Россельхознадзора относится проведение проверок лишь в случаях, перечисленных выше.
В соответствии с п.8.1.1. Типового положения, управление Россельхознадзора осуществляет надзор в установленных законодательством случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности. Поскольку законодательными актами РФ не установлены случаи, при которых управление Россельхознадзора на закрепленной территории вправе осуществлять надзор за указанными юридическими и физическими лицами, то проведение проверки управлением Россельхознадзора в отношении Управление ветеринарии выходит за рамки его полномочий и как следствие является незаконным.
Наличие в пункте 10 распоряжения № 01-11/2855 от 26 июля 2010 года требования о предоставлении документов, подтверждающих проведение подворного (поквартирного) обхода неблагополучного населенного пункта для выявления лиц, нуждающихся в прививках против бешенства, что относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подтверждает выводы о незаконности проверки.
Статьёй 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 года № 706 установлен исчерпывающий перечень объектов, на которых осуществляется государственный ветеринарный надзор. При этом управления ветеринарии городов и районов субъектов РФ в этот перечень не входят, т.е. не являются объектами такого надзора.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарии осуществляет свои функции во взаимодействии с ветеринарными службами субъектов РФ. Данные органы созданы для совместного решения стоящих перед ними задач, а не для осуществления надзора друг над другом.
В соответствии с пунктом 1.3 санитарных и ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. Общие положения» СП 3.1.084-96 и ВП 13.3.4.1100-96, к которым относится бешенство, государственный контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ и органами и учреждениями Государственной ветеринарной службы РФ в соответствии с действующими законами.
В соответствии со ст. 3 Закона «О ветеринарии» к полномочиям управления Россельхознадзора также не относится проверка деятельности ветеринарных специалистов, поскольку указанное относится к полномочиям органа субъекта РФ в области ветеринарии, что также подтверждается п.3 ст. 4 Закона РФ «О ветеринарии», установившим, что в своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством и подконтрольны уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта РФ. В Краснодарском крае таким органом является Управление ветеринарии Краснодарского края.
Кроме того, пунктом 4 статьи 26.1 ФЗ от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закреплен принцип недопустимости одновременного возложения аналогичных полномочий на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствующих сферах деятельности.
Исходя из этого, поскольку в соответствии с п.2.1 Положения «О государственном управлении ветеринарии Краснодарского края», утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001г. № 129 (в редакции постановлений главы администрации Краснодарского края от 15 ноября 2002г. № 1300, от 30 декабря 2005г. № 1291) установлено, что управление ветеринарии Краснодарского края осуществляет государственный ветеринарный надзор, а также осуществляет установленные правовыми актами Краснодарского края полномочия в отношении подведомственных государственных ветеринарных учреждений Краснодарского края, то, следовательно, у Управления Россельхознадзора полномочия проводить проверки и осуществлять надзор в отношении Управление ветеринарии отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы представителя Управления ветеринарии нашли подтверждение в ходе судебного заседания и, следовательно, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление начальника Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» Прядко А.А. об оспаривании распоряжения управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №01-11/2855 от 26 июля 2010 года о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица в отношении Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» – удовлетворить.
Признать распоряжение № 01-11/2855 от 26 июля 2010 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Государственного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии Красноармейского района» незаконным и отменить его.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы через Красноармейский районный суд.
Судья