№г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Станица Полтавская 5 октября 2010 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Фойгель И.М.
с участием помощника прокурора Красноармейского района Балакина В.В.
при секретаре Шкурихиной И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Красноармейского района о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образовании Красноармейский район и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Красноармейского района о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образовании Красноармейский район и обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Балакин В.В. просит суд удовлетворить заявление и пояснил, что согласно ст.11 и ст.13 ФЗ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» органы государственной власти и органы местного самоуправления являются учредителями образовательного учреждения, в связи с чем, осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение его деятельности, обеспечивают содержание зданий и сооружений, а так же обустройство прилегающих к ним территорий.
Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка выполнения требований ФЗ «О пожарной безопасности», в результате которой было установлено, что в общеобразовательные учреждения района (МОУ СОШ №№ 15, 18, 29, 32) в нарушение Правил пожарной безопасности, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Руководители образовательных учреждений привлечены службой ОГПН Красноармейского района к административной ответственности за нарушение противопожарной безопасности.
Учредителем общеобразовательных и дошкольных учреждений (и соответственно, собственником имущества) является администрация муниципального образования Красноармейский район.
Не выполнение мероприятий по устранению нарушений законодательства, направленного на обеспечение жизни и здоровья детей, в образовательных и дошкольных учреждениях могут создать угрозу для жизни и здоровья детей, обучающихся в школах и посещающих дошкольные учреждения, а также его сотрудников и иных лиц, посещающих указанные заведения.
Так Прокурор Красноармейского района считает, что неправомерным бездействием Управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район, нарушаются права неопределенного круга лиц - детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и посещающих дошкольные учреждения, их сотрудников, а также иных лиц, посещающих указанные заведения, на безопасную жизнь, условия обучения, воспитания и труда, что в соответствии со ст.ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, просит признать бездействие Администрации Красноармейского района незаконным, и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Представитель Администрации Красноармейского района по доверенности Пименова Ю.А. с заявлением прокурора не согласна, в судебном заседании пояснила, что исходя из принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, Администрацией Красноармейского района приняты необходимые меры по обеспечению безопасности пребывания детей в зданиях общеобразовательных и дошкольных учреждений в том объеме, в котором позволяет бюджет района и согласно представленных управлением образования и обоснованных смет и расходов.
В рамках реализации районной целевой программы «Обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений МУО Красноармейский район на 2009-2011 годы» в 2010 году выделено и израсходовано 582.000 рублей. Таким образом, считает, что Администрация не бездействует.
Также считает, что заявление прокурора направлен на перераспределение бюджетных средств, что недопустимо согласно Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Представитель Управления образования Администрации Красноармейского района по доверенности Салькова И.В. с заявлением прокурора не согласна, в судебном заседании пояснила, что в рамках подготовки образовательных учреждений к 2010-2011 учебным годам, на выполнение противопожарных мероприятий всего профинансировано 2.023.769 рублей, которые израсходованы на мероприятия по обеспечению благоприятных условий пребывания детей в зданиях общеобразовательных и дошкольных учреждений.
До конца 2010 года по районной целевой программе "Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений муниципального образования Красноармейский район" на 2009-2011 годы из районного бюджета запланировано направить ассигнования на: 675 тыс.397 руб. монтаж АПС и системы видеонаблюдения в СОШ № 32; 337тыс.603руб. изготовление проектно-сметной документации для 5 ОУ СОШ №№ 8,19,10, ДОУ № 10,59); 405 тыс.руб. установка гидрантов в 9 ОУ (СОШ №№ 1,7,14,15,19,29,32,33).
В свою очередь руководителями образовательных учреждений выполнена определенная работа по обеспечению противопожарной безопасности: в каждом образовательном учреждении составлена и зарегистрирована в
ОГГШ декларация пожарной безопасности; эвакуационный выходы содержатся в чистом состоянии и обеспечены легкооткрываемыми запорами; планово проводится заправка огнетушителей, проверка работоспособности внутреннего и наружного водоснабжения; регулярно проводятся инструктажи по пожарной безопасности; руководители и ответственные за пожарную безопасность 1 раз год проходят занятия по пожминимуму; на видном месте установлены планы эвакуации. Таким образом, считает, что Управление образования Администрации не бездействует.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы заявителя, заинтересованных лиц, и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами.
Согласно п.1, 3, 10,89,98,108 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313, на органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, должностных лиц, (собственников имущества, а так же лиц уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом), возложена обязанность по применению и исполнению требований пожарной безопасности, в том числе обеспечение помещений, зданий и сооружений первичными средствами пожаротушения, оборудование автоматической пожарной сигнализацией, нахождение ее в исправном состоянии и постоянной готовности; выполнение противопожарного водоснабжения и обеспечение его готовности; поддержание в постоянной готовности водоемов и подъездов к ним.
Эти же требования предусмотрены действующими ГОСТ 12.1004-91* и СНиП 2.04.02-84*.
Согласно ст.11 и ст.31 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) органы государственной власти и органы местного самоуправления являются учредителями образовательного учреждения, в связи с чем, осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение его деятельности, обеспечивают содержание зданий и сооружений, а также обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст.39 указанного закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование и т.д.) и осуществляет контроль за его деятельностью в этой части.
Согласно ст.31 Закона «Об образовании» образовательное учреждение в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В судебном заседании установлено, что в нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» в ряде общеобразовательных и дошкольных учреждений района (МОУ СОШ №№ 15, 18, 29, 32) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Руководители образовательных учреждений привлечены службой ОГПН Красноармейского района к административной ответственности за нарушение противопожарной безопасности.
Так суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Красноармейского района, в нарушение Правил пожарной безопасности Российской Федерации, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в образовательных и дошкольных учреждениях, а также его сотрудников и иных лиц, посещающих указанные заведения.
При этом суд считает, что безопасность жизни и здоровья детей, обучающихся в образовательных и дошкольных учреждениях, а также его сотрудников и иных лиц, посещающих указанные заведения, не могут быть поставлены в зависимость от ограниченного объема денежных средств бюджета муниципального образования Красноармейский район.
При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие Администрации Красноармейского района нарушает права детей, обучающихся в образовательных и дошкольных учреждениях, а также его сотрудников и иных лиц, посещающих указанные заведения, а иск Прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При принятии решения суд учитывает, что Администрация Красноармейского района в рамках реализации районной целевой программы «Обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений МУО Красноармейский район на 2009-2011 годы» планирует устранение допущенных нарушений и считает возможным установить ответчику разумный срок для выполнения возложенных на него обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности Российской Федерации, ст.ст.45, 254-256, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноармейский район, выразившееся в непринятии мер по выполнению требований противопожарной безопасности зданий средних образовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
Обязать Администрацию Красноармейского района, в течение 2010-2011 года, устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение 10 суток.
Судья Фойгель И.М.