К делу №2-605/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Станица Полтавская 01 июня 2011 года Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М. с участием представителя истца по доверенности Быковой В.А., представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Пальцевой О.Ф. при секретаре Шкурихиной И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разуевой Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.03.2011 года № 29/13, УСТАНОВИЛ: Разуева Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.03.2011 года № 29/13 и назначении ей пенсии по старости с 02 декабря 2010 года. В судебном заседании истица свои требования поддержала, просила суд признать решение комиссии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год и 3 месяца плюс 1 год 6 месяцев периоды работы с 26.04.1991года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31.10.1999 года акушеркой родильного отделения (акушерского отделения), назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе – с 02 декабря 2010 года. Представитель истицы по доверенности Быкова В.А. требования своей доверительницы поддержала, в обоснование пояснила, что решением комиссии от 09.03.2011 года Разуевой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Отказ мотивирован тем, что истица не имеет необходимого стажа работы 25 лет. В специальный стаж периоды её работы в должности акушерки акушерского отделения в сельской местности с 26.04.1991 года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31.10.1999 года включены только с применением одной льготы – 1 год работы акушеркой родильного/акушерского отделения учтены за 1 год и 6 месяцев. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 07.06.94г. по 23.10.94г. исчислен в календарном порядке. С решением комиссии не согласны, по следующим основаниям. Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию, руководствовалось подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, в соответствии с которым право на пенсию наступает при наличии специального стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не менее 25 лет в сельской местности или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, ответчик указывает о необходимости применения действующего на сегодняшний день Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работу, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» с указанным списком и правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим постановлением. При этом льготный порядок исчисления стажа работы Разуевой Н.А. применен, однако у неё отсутствует требуемый стаж не менее 25 лет. Пунктом 9 статьи 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. При определении права истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за спорный период ответчик должен руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 – которое применяется к стажу работы до 31 октября 1999 года; Пунктом 2 указанного Постановления установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу акушеркой родильного/акушерского отделения – 1 год за 1 год и 6 месяцев. При этом не предусмотрено каких-либо ограничений по применению двух льгот одновременно, как за работу в сельской местности, так и за работу в отделениях хирургического профиля. Однако ответчик исчисление сроков выслуги за спорные периоды производит лишь с применением одной наибольшей льготы. Стаж работы в сельской местности исчисляется в календарном порядке только после 1 ноября 1999 года в соответствии с изменениями, принятыми постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3). Таким образом, отказывая истице в льготном исчислении стажа, ответчик нарушает требования ст. 4 ГК РФ, которой предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. До настоящего времени не принято федерального закона, который бы отменил льготное исчисление выслуги медицинским работникам за работу в сельской местности за период работы до 1 ноября 1999 года. Также не правомерны действия ответчика в части зачета отпуска по беременности и родам истицы в календарном порядке, что противоречит п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516). Поскольку в период с 07.06.1994 года по 23.10.1994 года Разуева Н.А. работала в должности акушерки родильного отделения в сельской местности в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 этот отпуск по беременности и родам должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев + 1 год и 3 месяца. В указанных выше нормативных актах нет конкретного указания о запрете применения этих льгот одновременно, наоборот, законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учитывая, что управление Пенсионного Фонда не имеет права отказать истцу в предоставлении указанных законодательством гарантий, истец имеет право на применение и той и другой льготы. Представитель ответчика управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Пальцева О.Ф. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. В обосновании пояснила, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1991 года № 464, на которое ссылается истица и её представитель, не предусмотрено сложение двух льгот, а поскольку в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, спорный период засчитывается истице с применением наибольшей льготы. Также пояснила, что, несмотря на то, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок, рассматриваемые периоды характеризуются как разные социально-правовые понятия, имеющие собственные признаки и поэтому порождают разные правовые последствия. Поэтому данный период включен в стаж истицы в календарном порядке. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований. В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом. В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста. Общий страховой стаж Разуевой Н.А. на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 02.12.2010 года составляет 22 года 11 месяцев 18 дней, специальный – 23 года 04 месяца 24 дня (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности) без применения двойной льготы в оспариваемом периоде. Из материалов дела следует, что в период с 26.04.1991 года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31. 10.1999 года Разуева Н.А. работала акушеркой родильного отделения Красноармейской ЦРБ. В данном медицинском учреждении и в указанной должности она работает по настоящее время. В период с 07.06.1994 года по 23.10.1994 года Разуева Н.А. находилась в отпуске по беременности и родам. Указанные периоды истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, которое применяется до 31 октября 1999 года установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу акушеркой родильного отделения (отделение хирургического профиля): 1 год за 1 год и 6 месяцев. Таким образом, периоды работы истицы с 26.04.1991 года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31. 10.1999 года в качестве акушерки родильного отделения, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год и 3 месяца +1 год за 1 год и 6 месяцев. Доводы представителя ответчика о том, что Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не предусмотрено сложение двух льгот, а в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, является несостоятельным. Российское законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Вышеуказанное Постановление не запрещает применять одновременно две льготы, следовательно, оснований для отказа Разуевой Н.А. в удовлетворении исковых требований в указанной части у суда нет. В удовлетворении требований истицы о льготном исчислении трудового стажа в период нахождения её в отпуске по беременности и родам, суд считает необходимо отказать, по следующим основаниям. Разуева Н.А. ссылается на Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, которым не предусмотрено исчисление периодов нахождения в отпуске по беременности и родам в календарном порядке. И на п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, который не содержит положений о включении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам в специальный стаж в льготном порядке. Поскольку данный период по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и другой нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности, период нахождения Разуевой Н.А. в отпуске по беременности и родам с 07.06.1994 года по 23.10.1994 должны быть включены в стаж в календарном порядке. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 09.03.2011 года № 29/13 необходимо признать незаконным, обязать ответчика включить спорный период с 26.04.1991 года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31. 10.1999 года в специальный стаж истицы с применением двойной льготы. При этом суд полагает, что трудовая пенсия должна быть назначена истице с 02.12.2010 года, так как на момент подачи заявления о назначении ей пенсии специальный стаж составил 25 лет 01 месяц. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Разуевой Натальи Анатольевны удовлетворить частично. Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края от 09.03.2011 года № 29/13. Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края включить в специальный стаж Разуевой Наталье Анатольевне, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 26.04.1991 года по 18.05.1994 года и с 01.01.1997 года по 31. 10.1999 в должности акушерки родильного отделения Красноармейской ЦРБ с применением двойной льготы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год и 6 месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 02.12.2010 года. В удовлетворении требований Разуевой Н.А. о включении периодов нахождения её в отпуске по беременности и родам в трудовой стаж в льготном исчислении – отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд. Судья Фойгель И.М.