Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Красноармейского района Красноармейский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



№2-673/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 2 июня 2011 года

Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Фойгель И.М.

с участием помощника прокурора Красноармейского района Киселевой И.С.

при секретаре Шкурихиной И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО Красноармейского района Красноармейский район,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО Красноармейского района Красноармейский район, выразившееся в неисполнении возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по формированию выставляемых на торги земельных участков.

В судебном заседании помощник прокурора Киселева И.С. просила заявление удовлетворить, суду пояснила, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Красноармейский район земельного законодательства.

В соответствии с положениями статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется после проведения работ по их формированию, без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 4 данной статьи Земельного Кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка, который начинается с проведения работ по его формированию.

Так как в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Прокурор полагает, что обязанность по формированию земельных участков лежит на органе местного самоуправления, в данном случае на администрации муниципального образования Красноармейский район.

Проверкой установлено, что в августе 2009 года граждане, в том числе, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, обратились в администрацию Марьянского сельского поселения с просьбой предоставить им земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Землеустроителем администрации ФИО9 заявителям было указано на необходимость оформления соответствующего заявления на имя начальника управления муниципальной собственностью администрации района ФИО10 о подготовке землеустроительных дел для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с данными заявлениями указанные граждане не возражали против оплаты за их счет подготовки материалов для формирования земельных участков, которые они планировали получить в аренду.

Заявления указанных и других граждан сопроводительным письмом за подписью начальника управления муниципальной собственностью администрации района ФИО10 были направлены в ГУП КК «Полтавский земельный центр» с поручением провести необходимые работы по формированию земельных участков. Каждый из заявителей оплатил самостоятельно по 9.780 рублей за указанные услуги ГУП КК «Полтавский земельный центр».

В последующем, после проведения работ по формированию указанных земельных участков (межеванию и формированию землеустроительного дела) и постановки указанных земельных участков на кадастровый учет, главой администрации МО Красноармейский район приняты постановления от 01.04.2009 №№ 2017, 2025, 2027, 2028, 2030, 2032, 3035 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды данных земельных участков, в результате которых договоры аренды заключены с иными гражданами, ставшими победителями проведенных торгов.

Торги по продаже права на заключение договоров аренды указанных земельных участков проведены на основании вышеуказанных постановлений главы МО Красноармейский район.

Суммы, потраченные заявителями на формирование земельных участков, переданных в аренду победителям торгов, им не возвращены. Напротив, начальником управления муниципальной собственностью администрации МО Красноармейский район в ответ на обращение данных граждан с просьбой вернуть затраченные денежные средства, разъяснен порядок обращения в суд либо к победителю торгов для возврата затраченных средств.

Прокурор полагает, что фактически администрацией Красноармейского района допущено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в бездействии, то есть в невыполнении возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по формированию земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства с торгов.

С учетом выявленных прокуратурой района нарушений в действиях должностных лиц администрации МО Красноармейский район 09.12.2010 года прокурором района в адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Красноармейский район ФИО11 было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

Согласно ответа администрации от 31.12.2010 года (вх.№ 6 от 14.01.2011г.) представление прокурора было признано необоснованным ввиду указания заявителями на согласие оплатить все расходы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.

Прокурор полагает, что указанное бездействие продолжает иметь место, что подтверждается отсутствием в решении Совета МО Красноармейский район от 15.12.2010 года № 12/13 «О районном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 г.г.» (в ред. решения Совета от 27.04.2011 г. № 21/2) статьи расходов на формирование земельных участок и их постановку на кадастровый учет.

Прокурор также ссылается на позицию администрации Краснодарского края, изложенной в письме заместителя главы администрации Краснодарского края от 24.06.2009 года № 05-237/09-07, согласно которому органам местного самоуправления Краснодарского края уже в то время было запрещено формировать земельные участки, планируемые к предоставлению гражданам, за счет их средств, поскольку указанное входит в обязанности организатора торгов, то есть администрации, а также рекомендовано органам местного самоуправления незамедлительно обеспечить корректировку местных бюджетов, предусмотрев расходы, необходимые для указанных целей.

С учетом данной позиции краевой администрации, в нарушение требований законодательства, администрацией района свои обязанности по-прежнему возлагаются на заинтересованных в получении земельных участков граждан, прикрывая свое бездействие, которое может в последующем привести к причинению ущерба гражданам, которые в будущем изъявят желание приобрести на праве аренды или ином вещном праве земельные участки из муниципальной собственности.

Ссылаясь на статью 45 ГПК РФ прокурор считает нарушенными свободы и законные интересов неопределенного круга лиц – граждан обратившихся в администрацию о предоставлении им земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и, следовательно, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав.

Заинтересованное лицо, представитель Администрации Красноармейского района, Пименова Ю.А. возражала против требований прокурора, суд пояснила, что проведение работ по формированию земельного участка включает в себя :

- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требова­ниями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инже­нерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям ин­женерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или пре­доставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукцио­нов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного уча­стка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (кон­курсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического ли­ца, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Таким образом, в действующем земельном законодательстве отсутствует прямое указание на необходимость формирования земельного участка за счет бюджетных средств органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение землями не разграниченной государственной собственности, землями муниципальной собственности муниципального образования Красно­армейский район.

Кроме того, в заявлениях заинтересованных в предоставлении земель­ных участков граждан содержится согласие оплатить за свой счет работы по проведению подготовки материалов для формирования землеустроительного дела и направления указанных материалов в ГУП КК «Полтавский земельный центр».

На добровольной основе заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо, заключает возмездный, гражданско-правовой договор с межую­щей организацией на проектно - изыскательские работы, предметом которого является определение места расположения границ земельного участка для со­ставления межевого плана в населенных пунктах (межевания) и договор на проектно-изыскательские работы, предметом которого является определение места положения границ земельного участка с целью постановки на государст­венный кадастровый учет.

Результатом исполнения указанного договора является проведение ме­жующей организацией работ по формированию земельного участка. Заказчик по настоящему договору производит оплату в соответствии с условиями дого­вора.

Представитель Администрации считает требования прокурора не подле­жащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо, представитель управления Муниципальной собственностью Администрации Красноармейского района Кожушко П.П., поддержал позицию представитель Администрации Красноармейского района.

Также суду пояснил, что п.4 Постановления Главы Муниципального образования Красноармейский район о проведении торгов, на победителя аукциона возлагается обязанность в пятидневный срок возместить затраты понесенные «…на формирование, а также на проведение торгов».

Заинтересованное лицо, представитель Марьянского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте судебного заседания не явился, и суд, считает возможным рассмотреть спор в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает следующее.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как установлено в судебном заседании в данном случае неопределенный круг лиц – граждане желающие приобрести права на земельные участки для индивидуального жилищного строительства из фонда земель не разграниченной государственной собственности, и земель муниципальной собственности муниципального образования Красно­армейский район и обратившиеся в Администрацию МО Красноармейский район (далее Администрация) с заявлением.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Для приобретения прав (в собственность или в аренду) на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица, обращаются с заявлением в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков в пределах своей компетенции.

В судебном заседании установлено, что граждане, в том числе, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, обратились в администрацию Марьянского сельского поселения с просьбой предоставить им земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Землеустроителем администрации ФИО9 заявителям было указано на необходимость оформления соответствующего заявления на имя начальника управления муниципальной собственностью администрации района ФИО10 о подготовке землеустроительных дел для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Из материалов дела установлено, что в заявлении на имя начальника управления муниципальной собственностью администрации МО Красноармейский район граждане указали «Оплачивать подготовку материалов для формирования землеустроительного дела за свой счет не возражаю, прошу направить материалы в ГУП КК «Полтавский земельный центр» (л.д.18). То есть указанные граждане не возражали против оплаты за их счет подготовки материалов для формирования земельных участков, которые они планировали получить в аренду.

Далее указанные граждане заключили договор с ГУП КК «Полтавский земельный центр» на выполнение землеустроительных работ на сумму 1780 рублей (л.д.20). В итоге каждый из заявителей оплатил по 9.780 рублей за указанные услуги ГУП КК «Полтавский земельный центр».

В последующем, после проведения работ по формированию указанных земельных участков (межеванию и формированию землеустроительного дела) и постановки указанных земельных участков на кадастровый учет, главой администрации МО Красноармейский район приняты постановления от 01.04.2009 №№ 2017, 2025, 2027, 2028, 2030, 2032, 3035 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды данных земельных участков (л.д.32,35).

Согласно п.4 в указанных Постановлениях Главы Муниципального образования Красноармейский район о проведении торгов, на победителя аукциона возлагается обязанность в пятидневный срок возместить затраты понесенные «…на формирование, а также на проведение торгов».

Согласно пункту 7 контроль за исполнением постановления возложен на начальника управления муниципальной собственностью администрации МО Красноармейский район.

Торги по продаже права на заключение договоров аренды указанных земельных участков проведены на основании вышеуказанных постановлений Главы МО Красноармейский район.

В результате проведенных торгов договоры аренды заключены с иными гражданами, ставшими победителями проведенных торгов.

Суммы, потраченные заявителями на формирование земельных участков, переданных в аренду победителям торгов, им не возвращены.

В соответствии со статьей 11.1, 38 ЗК РФ предметом торгов может быть сформированный в соответствии с п.п.1 п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, на которые прокурор не ссылается.

Таким образом, в действующем земельном законодательстве отсутствует прямое указание на необходимость формирования земельного участка за счет бюджетных средств органа местного самоуправления.

Доводы Прокурора о том, что Земельный кодекс возлагает на органы местного самоуправления дополнительные расходы, связанные с проведением работ по формированию земельных участков, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Так, согласно статье 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса указывает на приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Письмо заместителя Главы администрации Краснодарского края, на которое ссылается Прокурор, направлено на эффективное распоряжение органами местного самоуправления земельными ресурсами, и носит рекомендательный характер (Л.д.10-11).

Таким образом, суд приходит к выводу, что формирование земельного участка, в том числе установление его границ на местности, изготовление кадастрового плана допустимо производить за счет обратившихся лиц, данная позиция отмечена в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2007 года N73-Г07-2.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

С учетом изложенного, суд не находит оснований к удовлетворению иска прокурора и признанию незаконным бездействия Администрации МО Красноармейского района Красноармейский район выразившееся в формировании земельных участков не за свой счет, а за счет заявителей.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

При этом суд учитывает, что в результате рассмотрения указанной жалобы, судом установлено неисполнение Постановления Главы Муниципального образования Красноармейский район «О проведении торгов», согласно которому, на победителя аукциона возлагается обязанность в пятидневный срок возместить затраты понесенные на формирование, а также на проведение торгов.

Согласно пункту 7 контроль за исполнением постановления возложен на начальника управления муниципальной собственностью администрации МО Красноармейский район.

До настоящего времени победители торгов на право заключить договор аренды земельных участков, расположенных по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства затраты на формирование земельного участка не возместили.

Так, при рассмотрении дела, судом установлены недостатки в деятельности управления муниципальной собственностью администрации МО Красноармейский район, выраженные в неисполнении Постановления Главы Муниципального образования Красноармейский район и суд считает возможным реагировать на допущенные нарушения вынесением частного определения в адрес Главы Муниципального образования Красноармейский район.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО Красноармейского района Красноармейский район выразившееся в неисполнении возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по формированию выставляемых на торги земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение 10 суток.

Судья Фойгель И.М.