Решение по иску Спицыной Г. А. к Управлению социальной защиты населения в Красноармейском районе



К делу № 2-755 /2011 г.

Решение

Именем Российской Федерации

ст. Полтавская 16 августа 2011 г.

Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Линник А.В.,

при секретаре Глоба Н.А., представителей по доверенностям Юсуповой З.А., Заец И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Спицыной Гейран Абубакаровны к Управлению социальной защиты населения в Красноармейском районе, третье лицо военный комиссариат Красноармейского района о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Закона « О ветеранах», признании незаконным отказа от 18.05.2009 года за №04.4/2854 Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе о выдаче удостоверения, установленного для родителей погибших военнослужащих, об обязании выдачи данного удостоверения, обязании предоставления с 24.03.09 года мер социальной поддержки предусмотренных ст. 21 пп.9,10п.1 ст. 21 Закона « О ветеранах»,

Установил:

Представитель истицы Спицыной Г.А. по доверенности Мукасеева А.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Красноармейском районе, третье лицо военный комиссариат Красноармейского района о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Закона « О ветеранах», признании незаконным отказа от 18.05.2009 года за №04.4/2854 Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе о выдаче удостоверения, установленного для родителей погибших военнослужащих, об обязании выдачи данного удостоверения, обязании предоставления с 24.03.09 года мер социальной поддержки предусмотренных ст. 21 пп.9,10п.1 ст. 21 Закона « О ветеранах».

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Юсупова З.А. заявление поддержала, суду пояснила, что Спицына Гейран Абубакаровна, 1968 г.р., является матерью военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ проходившего службу по призыву в войско­вой части № 33842, умершего при исполнении обязанностей военной службы 12.03.2009 г. вследствие остановки сердца. В извещении от 13.03.2009 г. № 1 и в приказе от 17. 03.2009 г. № 56 командира войсковой части указано: смерть связана с исполнением обязанно­стей военной службы.

В связи с этим истица получила право пользования мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 21 Закона "О ветеранах". В соответствии со ст. 28 Закона меры социальной поддержки предоставляются на основании удостоверения установленного образца.

С заявлением о выдаче удостоверения истица Спицына Г.А. 20.03.2009 г. обратилась в Управление социальной защиты по Красноармейскому району, откуда получила отказ от 24.03.2009 г. № 04.4/2854, мотивированный тем, что сын истицы "умер" при исполнении обязанностей военной службы. По мнению же ответчиков право на меры социальной поддержки имеют только родители "погибших" военнослужащих.

Считает решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку в извещении о смерти сына истицы, как и в других документах, представленных су­ду, есть запись, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Не имеет принципиального значения, какое слово указано в документе: "погиб" или «умер», для законодателя это равнозначные понятия. В законе "О ветеранах" неоднократно проводится параллель между понятием "погиб" и "умер". Ст. 21 так и называется: Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, ВОВ и ветеранов боевых действий.

В соответствии с п.2. этой же статьи родителям погибшего (умершего) военнослужащего меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, т.е. закон не ставит получение мер социальной поддержки в зависимости от таких условий, как: нетрудоспособное нахождение на иждивении и получении какой-либо пенсии или заработка. В соответствии с п. 3 меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, …погибших при исполнении обязанностей военной службы ( служебных обязанностей).

В Законе "О статусе военнослужащих", а также в Законе "О воинской обязанности и военной службе" не содержится различия толкований понятий "умерший" и "погибший». Указанные понятия приравнены друг к другу, то есть являются тождественными, понятия "умер" и "погиб" при разрешении вопроса о назначении мер социальной поддержки правового (определяющего) значения не имеют. Значимым обстоятельством является то, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Просит признать право Спицыной Г.А. на меры социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Закона « О ветеранах», признать незаконным отказ от 18.05.2009 года за №04.4/2854 Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе о выдаче Спицыной Г.А. удостоверения, установленного для родителей погибших военнослужащих, обязать ответчика выдать Спицыной Г.А. данное удостоверение, и обязать ответчика предоставить Спицыной Г.А. с 24.03.09 года меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 пп.9,10 п.1 ст. 21 Закона « О ветеранах» в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Спицына Г.А. в судебном заседании иск по заявленным основаниям поддержала, также пояснила суду, что ею в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52 от 28.03.1998 года « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих …», указывающей в качестве страхового случая гибель(смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, 16.07.09 года получена страховая сумма по обязательному государственному страхованию Министерства обороны в размере 83425 рублей, а 28.06.11 года получено в счет выплаты единовременного пособия 133260 рублей на основании ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих», также предусматривающей в случае гибели(смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы выплату единовременного пособия в размере 120 месячных окладов по воинской должности. Указанное обстоятельство также подтверждается ответом на ее запрос от 23.04.10 года за №1/1115 Военного прокурора Тульского гарнизона ФИО2

Представитель ответчика по доверенности Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе Заец И.Н. с иском не согласна, суду пояснила, что выдача удостоверения для родителей и жен погибших военнослужащих осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 2.16 Ин­струкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постанов­лением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Россий­ской Федерации от 10 ноября 2000 года № 2448). В соответствии с пунктом 2.16 Инструкции удостоверения выдаются гражданам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах». К ним, в частности, относятся члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. В связи с отсутствием в представленных документах сведений о гибели военнослужащего (ФИО1), оснований для выдачи удостоверения членам его семьи не имеется, просит в иске отказать.

Выслушав заявителя, исследовав представленные материалы дела, суд полагает заявление удовлетворить исходя из следующего.

Истица Спицына Гейран Абубакаровна, 1968 г.р., является матерью военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ проходившего службу по призыву в войско­вой части № 33842, умершего при исполнении обязанностей военной службы 12.03.2009 г. вследствие остановки сердца. В извещении от 13.03.2009 г. № 1 и в приказе от 17. 03.2009 г. № 56 командира войсковой части указано: смерть связана с исполнением обязанно­стей военной службы( л.д. 4-8). Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

С заявлением о выдаче удостоверения истица Спицына Г.А. 20.03.2009 г. обратилась в Управление социальной защиты по Красноармейскому району, откуда получила отказ от 24.03.2009 г. № 04.4/2854, мотивированный тем, что сын истицы "умер" при исполнении обязанностей военной службы. По мнению же ответчиков право на меры социальной поддержки имеют только родители "погибших" военнослужащих (л.д. 10). Ответ мотивирован ссылкой на п. 2.16 Ин­струкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постанов­лением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69.

Также судом установлено, что истицей в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52 от 28.03.1998 года « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих …», указывающей в качестве страхового случая гибель(смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, 16.07.09 года получена страховая сумма по обязательному государственному страхованию Министерства обороны в размере 83425 рублей, а 28.06.11 года получено в счет выплаты единовременного пособия 133260 рублей на основании ст.18 ФЗ» О статусе военнослужащих», также предусматривающей в случае гибели(смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы выплату единовременного пособия в размере 120 месячных окладов по воинской должности. Указанное обстоятельство также подтверждается ответом на ее запрос от 23.04.10 года за №1/1115 Военного прокурора Тульского гарнизона ФИО2

В соответствии с ч.2 статьи 21 ФЗ №5 от 12.01.1995 года « О ветеранах» родителям погибшего (умершего) военнослужащего меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, т.е. закон не ставит получение мер социальной поддержки в зависимости от таких условий, как: нетрудоспособное нахождение на иждивении и получении какой-либо пенсии или заработка. В соответствии с ч. 3 меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, …погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В законе "О ветеранах", в том числе ст. 21 неоднократно проводится параллель между понятием "погиб" и "умер". Исходя из того, что ст. 21 так и называется: «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий» - понятия « погибший» и « умерший» являются идентичными для наступления правовых последствий, а юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего (умершего) военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ « О ветеранах» является его смерть при исполнении обязанностей военной службы.

Суд не может признать обоснованной ссылку представителя ответчика на Ин­струкцию о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», так как она является подзаконным нормативным актом.

В виду изложенного, иск подлежит удовлетворению, а право истицы на получение льгот возникло с момента отказа ответчика в их предоставлении, то есть с 24.03.09 года.

На основании изложенного, ст. 1183 ГК РФ, ст. 194-197, ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Спицыной Гейран Абубакаровны к Управлению социальной защиты населения в Красноармейском районе, третье лицо военный комиссариат Красноармейского района о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Закона « О ветеранах», признании незаконным отказа от 18.05.2009 года за №04.4/2854 Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе о выдаче удостоверения, установленного для родителей погибших военнослужащих, об обязании выдачи данного удостоверения, обязании предоставления с 24.03.09 года мер социальной поддержки предусмотренных ст. 21 пп.9,10п.1 ст. 21 Закона « О ветеранах- удовлетворить.

Признать за Спицыной Г.А. право на меры социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Закона « О ветеранах», признать незаконным отказ от 18.05.2009 года за №04.4/2854 Управления социальной защиты населения в Красноармейском районе о выдаче Спицыной Г.А. удостоверения, установленного для родителей погибших военнослужащих, обязать ответчика выдать Спицыной Г.А. данное удостоверение, и обязать ответчика предоставить Спицыной Г.А. с 24.03.09 года меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 пп.9,10 п.1 ст. 21 Закона « О ветеранах» в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Красноармейский райсуд.

Судья А.В.Линник