Решение по иску Иванченко О.Н. к УПФ РФ в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав



К делу №2-1132/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 22 сентября 2011 года

Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М.

с участием представителя истца по доверенности Быковой В.А.,

представителя Управления Пенсионного фонда российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Пальцевой О.Ф.

при секретаре Шкурихиной И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванченко Ольги Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.06.2011 года № 70/15,

УСТАНОВИЛ:

Иванченко О.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.06.2011 года № 70/15 и назначении ей пенсии по старости с 09 июня 2011 года.

В судебном заседании истица свои требования поддержала, просила суд признать решение комиссии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 01.08.1989 г. по 13.09.1993г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. медицинской сестрой отделения гнойной хирургии, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе – с 09 июня 2011 года.

Представитель истицы по доверенности Быкова В.А. требования своей доверительницы поддержала, в обоснование пояснила, что решением комиссии от 17.06.2011 года Иванченко О.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Отказ мотивирован тем, что истица не имеет необходимого стажа работы 25 лет. В специальный стаж периоды её работы в должности медицинской сестры отделения гнойной хирургии в сельской местности с 01.08.1989 г. по 13.09.1993г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. включены только с применением одной льготы – 1 год работы учтены за 1 год и 6 месяцев. С решением комиссии не согласны по следующим основаниям.

Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию, руководствовалось подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, в соответствии с которым право на пенсию наступает при наличии специального стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не менее 25 лет в сельской местности или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Кроме того, ответчик указывает о необходимости применения действующего на сегодняшний день Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работу, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» с указанным списком и правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим постановлением. При этом льготный порядок исчисления стажа работы Иванченко О.Н. применен, однако у неё отсутствует требуемый стаж не менее 25 лет.

Пунктом 12 статьи 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

При определении права истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за спорный период ответчик должен руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 – которое применяется к стажу работы до 31 октября 1999 года;

Пунктом 2 указанного Постановления установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу медицинской сестрой отделения хирургического профиля – 1 год за 1 год и 6 месяцев. При этом не предусмотрено каких-либо ограничений по применению двух льгот одновременно, как за работу в сельской местности, так и за работу в отделениях хирургического профиля.

Однако ответчик исчисление сроков выслуги за спорные периоды производит лишь с применением одной наибольшей льготы.

Стаж работы в сельской местности исчисляется в календарном порядке только после 1 ноября 1999 года в соответствии с изменениями, принятыми постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3).

Таким образом, отказывая истице в льготном исчислении стажа, ответчик нарушает требования ст. 4 ГК РФ, которой предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Это же право определено п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.2005г. № 25, которым предусмотрено: «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов».

До настоящего времени не принято федерального закона, который бы отменил льготное исчисление выслуги медицинским работникам за работу в сельской местности за период работы до 1 ноября 1999 года.

В указанных выше нормативных актах нет конкретного указания о запрете применения этих льгот одновременно, наоборот, законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учитывая, что управление Пенсионного Фонда не имеет права отказать истцу в предоставлении указанных законодательством гарантий, истец имеет право на применение и той и другой льготы.

Представитель ответчика управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Пальцева О.Ф. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. В обосновании пояснила, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1991 года № 464, на которое ссылается истица и её представитель, не предусмотрено сложение двух льгот, а поскольку в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, спорный период засчитывается истице с применением наибольшей льготы.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив материалы дела, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает следующее.

В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

Из материалов дела следует, что в период с 01.08.1989 г. по 13.09.1993 г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. Иванченко О.Н. работала медицинской сестрой отделения гнойной хирургии Красноармейской ЦРБ. Указанные периоды истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, которое применяется до 31 октября 1999 года, установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу в отделении хирургического профиля: 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Таким образом, периоды работы истицы с 01.08.1989 г. по 13.09.1993 г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996 г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. в качестве медицинской сестры отделения гнойной хирургии, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Доводы представителя ответчика о том, что Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не предусмотрено сложение двух льгот, а в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, является несостоятельным.

Российское законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Вышеуказанное Постановление не запрещает применять одновременно две льготы, следовательно, оснований для отказа Иванченко О.Н. в удовлетворении исковых требований в указанной части у суда нет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 17.06.2011 года № 70/15 необходимо признать незаконным, обязать ответчика включить спорный период с 01.08.1989 г. по 13.09.1993г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. в специальный стаж истицы с применением двойной льготы.

При этом суд полагает, что трудовая пенсия должна быть назначена истице с 09.06.2011 года, так как на момент подачи заявления о назначении ей пенсии специальный стаж составил 25 лет 10 месяцев 03 дня.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Иванченко Ольги Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Красноармейском районе Краснодарского края от 17.06.2011 года № 70/15.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края включить в специальный стаж Иванченко Ольги Николаевне, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 01.08.1989 г. по 13.09.1993г., с 28.09.1993 г. по 15.01.1996г. и с 01.08.1998 г. по 31.10.1999 г. в качестве медицинской сестры отделения гнойной хирургии Красноармейской ЦРБ с применением двойной льготы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 09.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.

Судья Фойгель И.М.