Решение по иску Шаповал Л. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.08.2011 года № 100/20



К делу № 2-1278/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ст.Полтавская 26.10.2011г.

Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Козлов В.Г.

с участием представителя истицы по доверенности Быковой В.А.,

представителя управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Пальцевой О.Ф.

при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шаповал Людмилы Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.08.2011 года № 100/20,

УСТАНОВИЛ:

Шаповал Л.М. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.08.2011 года № 100/20.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала. Суду пояснила, что решением комиссии управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения.

Свой отказ органы Пенсионного фонда мотивируют тем, что для назначения указанной пенсии истца не имеет необходимого специального стажа работы – 25 лет в сельской местности.

Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 15.09.88г. по 03.01.89г. и с 28.02.91г. по 02.07.91г, периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 04.01.89г. по 09.11.89г. и с 03.07.1991г. по 06.10.1992 г. включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчислении.

С данными выводами работников управления Пенсионного фонда Шаповал Л.М. не согласна по следующим основаниям:

Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию, руководствовалось подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, в соответствии с которым право на пенсию наступает при наличии специального стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не менее 25 лет в сельской местности или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Кроме того, ответчик указывает о необходимости применения действующего на сегодняшний день Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работу, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» с указанным списком и правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим постановлением. При этом льготный порядок исчисления стажа работы Шаповал Л.М. применен, однако у неё отсутствует требуемый стаж не менее 25 лет.

Истица считает, что в соответствии со статьей 4 Гражданского Кодекса РФ «О действии закона во времени», закон обратной силы не имеет, поэтому должны применяться нормативные правовые акты, действующие во время трудовых отношений.

Представитель истцы по доверенности Быкова В.А. исковые требования поддержала и пояснила суду, что до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ действовали:

-          Список профессий и должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 – которые применяются к стажу работы до 31 октября 1999 года;

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, следует, что в стаж работы включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, которое оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Таким образом, период нахождения Шаповал Л.М. с 15.09.88г. по 03.01.89г. и с 28.02.91г. по 02.07.91г. в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период временной нетрудоспособности и включать его в специальный стаж также как и работу, в период которой предоставлен этот отпуск.

Поскольку в этот период Шаповал Л.М. работала в должности фельдшера Чебургольской участковой больницы в сельской местности в соответствии с абзацами 2 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, отпуска по беременности и родам должны быть включены в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.

В период с 04.01.89г. по 09.11.89г. и с 03.07.1991г. по 06.10.1992 г. Шаповал Л.М. находилась в отпусках по уходу за ребенком до полутора лет. Они также должны быть засчитаны в стаж с применением льготы за работу на селе. А период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 07.10.1992г. по15.05.1994г. в стаж не включается и не оспаривается – после вступления в силу Закона от 25.09.1992г. № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде в РФ».

Представитель ответчика по доверенности Пальцева О.Ф. иск не признала и пояснила, что к периодам нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть применен льготный порядок исчисления стажа, так как понятия «период временной нетрудоспособности» и «период отпуска по беременности и родам» по своей правовой природе не идентичны. В удовлетворении искового требования просит отказать.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что по действовавшему законодательству отпуск по беременности и родам приравнивается к работе, в период которой он предоставлялся, исчисление периодов таких отпусков следует производить в таком же порядке, как и работу, А именно, учитывая, что эти отпуска предоставлены Шаповал Л.М. в период её работы в Чебургольской участковой больнице Красноармейской ЦРБ в должности фельдшера, то должны быть исчислены с применением льготы: 1 год работы необходимо учесть за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности.

Также на оспариваемый период распространяет своё действие Постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет».

Пунктом 7 Постановления установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Во всех случаях исчисления стажа работы по специальности, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах нельзя признать правомерными действия Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе в отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости Шаповал Л.М. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Руководствуясь п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, период работы истицы в Чебургольской участковой больнице Красноармейской ЦРБ с 15.09.88г. по 03.01.89г., с 28.02.91г. по 02.07.91г, с 04.01.89г. по 09.11.89г. и с 03.07.1991г. по 06.10.1992г. в должности фельдшера должен быть исчислен как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Руководствуясь Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет», нахождение в отпуске по уходу за ребенком должно быть исчислено как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, также как и работа, в период которой предоставлены эти отпуска.

Из этого следует, что на момент подачи заявления о назначении пенсии в ГУ УПФР в Красноармейском районе, при включении данных периодов в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, стаж работы Шаповал Л.М. на момент подачи заявления составляет 25 лет 4 месяца 19 дней, что соответствует требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года и дает право истцу на получение пенсии. При этом суд не подвергает сомнению правильность исчисления специального стажа работы в соответствии с представленной в материалы дела таблицей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шаповал Людмилы Михайловны удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края от 31.08.2011 года № 100/20.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края включить в специальный стаж Шаповал Людмилы Михайловны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы с 15.09.88г. по 03.01.89г., с 04.01.89г. по 09.11.89г. с 28.02.91г. по 02.07.91г, и с 03.07.1991г. по 06.10.1992г. в должности фельдшера Чебургольской участковой больницы с применением льготы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Назначить Шаповал Людмилы Михайловны досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.

Судья Козлов В.Г.