К делу № 2-1486/11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст.Полтавская 23 ноября 2011 года Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М. с участием помощника прокурора Подгорбунских Е.И. представителя администрации МО Красноармейский район Пименовой Ю.А., начальника отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Красноармейский район Бонадысенко С.В. при секретаре Шкурихиной И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Красноармейского района Семенюта Г.В. в интересах Зябловой Дарьи Федоровны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красноармейского района Семенюта Г.В. обратился в суд с заявлением в интересах Зябловой Д.Ф. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обосновании заявленных требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению Зябловой Д.Ф. о защите нарушенных прав в части не предоставления ей вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Постановлением главы МО Красноармейский район от 29.07.2004г. за №1195 над несовершеннолетней ФИО1 установлен опекун ФИО4, в связи с тем, что отец несовершеннолетней - ФИО2 08.05.2004г. умер, а мать ФИО3девичья фамилия Коновалова) решением Динского районного суда Краснодарского края от 15.09.2004года лишена родительских прав в отношении своей дочери. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Постановлением главы МО Красноармейский район от 23.12.2010г. за №2637 Зяблова Дарьи Федоровны поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 03.12.2010г. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе и по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Помощник прокурора Подгорбунских Е.И. поддержала заявленные требования по указанным основаниям и просит суд обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район предоставить Зябловой Д.Ф. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счёт средств бюджета Краснодарского края. Привлеченные к участию в деле, представитель МО Красноармейский район Пименова Ю.А. и начальник отдела по вопросам семьи детства администрации МО Красноармейский район Бонадысенко С.В. с доводами прокурора не согласны. В обосновании возражений Пименова Ю.А. ссылается на то обстоятельство, что Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 1.3 Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. При этом, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений. Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Так же, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. По мнению представителя Пименовой Ю.А., требования в части обязания МО предоставить жилое помещение лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, не подлежит удовлетворению и приведет к ущемлению прав и интересов граждан указанной категории, принятых на учет для улучшения жилищных условий ранее, чем Зяблова Д.Ф., просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Привлечённый к участию в деле представитель департамента семейной политики Краснодарского края Цыганкова А.А. в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без представителя департамента. В предоставленных возражениях Цыганкова А.А. с предъявленными требованиями не согласна. В обосновании возражений Цыганкова А.А. ссылается на то обстоятельство, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Зяблова Дарья Федоровна относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 03 декабря 2010 года и состоит на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в МО Красноармейский район ведется, начиная с 2000 года; Зяблова Д.Ф. была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда ещё впереди стоящих очередников. Реализация права Зябловой Д.Ф. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Зяблова Д.Ф. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Красноармейский район. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению Зябловой Д.Ф. о защите нарушенных прав в части не предоставления ей вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Постановлением главы МО Красноармейский район от 29.07.2004г. за №1195 над несовершеннолетней ФИО1 установлен опекун ФИО4, в связи с тем, что отец несовершеннолетней - ФИО2 08.05.2004г. умер, а мать ФИО3 (девичья фамилия ФИО1) решением Динского районного суда Краснодарского края от 15.09.2004года лишена родительских прав в отношении своей дочери. Постановлением главы МО Красноармейский район от 23.12.2010г. за №2637 Зяблова Дарьи Федоровны поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 03.12.2010г. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений. Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. Суд считает, что внеочередным предоставлением жилого помещения ФИО5 будут нарушены права по обеспечению жильём впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствии с Конституцией РФ. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статей 5 закона установлено следующее: «Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ установлено: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к Закону. МО Красноармейский район в числе других наделено государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение обще краевого списка граждан, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона (в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд полагает, что бездействия МО Красноармейский район в данной части нельзя признать незаконными. Вместе с тем, суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Зябловой Д.Ф. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Красноармейского района Семенюта Г.В. в интересах Зябловой Дарьи Федоровны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Зябловой Дарье Федоровне жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы через Красноармейский районный суд. Судья И.М.Фойгель