Решение по иску Коновал Л. Ю. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе



Дело № 2-1313/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Полтавская 10 ноября 2011 года

судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Якубовская Е.В.

с участием истицы Коновал Л.Ю., представителя истицы Быковой В.А.,

при секретаре Кривенко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коновал Ларисы Юрьевны о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе,

У С Т А Н О В И Л:

Коновал Л.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе.

В судебном заседании заявленные требования поддержала, в обоснование доводов пояснила, что решением от 22.09.2011г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В специальный стаж не включен период ее работы с 19.07.1990г. по 31.03.1996г. в должности заведующей лечебно-оздоровительного профилактория «Галос» РГПЗ «Красноармейский». С решением не согласна, так как ее работа в спорный период неразрывно была связана с деятельностью по охране здоровья. Пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа. Считает, что такая деятельность ею осуществлялась, так как с 01.08.1984г. она постоянно работала в должности врача в лечебных учреждениях. Профилакторий «Галос» был открыт именно для квалифицированной лечебно-профилактической, оздоровительной и реабилитационной помощи работникам рисосовхоза «Красноармейский», их детям, а также жителям района. Медицинские услуги были максимально приближены и доступны работникам РГПЗ «Красноармейский». Несмотря на отсутствие наименования «профилакторий» в тем не менее, в указанном учреждении фактически проводилась лечебная и иная работа по охране здоровья населения, что дает право медицинским работникам на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. № 340-1. Это подтверждаю «Положением о профилактории «Галос». Профилакторий изначально назывался санаторий-профилакторий «Галос», такая же вывеска была на здании.

Также считает, что при вынесении обжалуемого решения об отказе в назначении пенсии не были учтены постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, иные разъясняющие постановления, из содержания которых усматривается, что при оценке пенсионных прав граждан работникам здравоохранения в стаж засчитываются все виды лечебной деятельности независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Решение от 22.09.2011г. нарушает ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, просит суд признать его незаконным, поскольку учреждение фактически являлось лечебно-профилактическим, обязать управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе назначить ее пенсию с момента обращения за ее назначением.

Представитель управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе по доверенности Кулешова Ю.В. судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в возражениях на иск просит в удовлетворении требований отказать, так как решение об отказе вынесено с учетом норм материального права. Так, Списками утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, установлен четкий перечень должностей, стаж работы по которым в установленных тем же списком организациях засчитывается в льготный стаж. Работа заведующей лечебно-оздоровительного профилактория не давала право на назначение льготной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Также просит учесть, что Коновал Л.Ю. работала в структурном подразделении сельхозпредприятия, то есть в организации, которая не являлась структурным подразделением системы здравоохранения. При таких обстоятельствах пенсия Коновал Л.Ю. не могла быть назначена в связи с недостаточностью стажа работы. Считает обжалуемый отказ законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что работает председателем профсоюзного комитета РГПЗ «Красноармейский», санаторий «Галос» был организован в 90-х годах, был создан для выявления, лечения заболеваний работников РГПЗ, профилактического лечения, так как в силу работы в поле, в животноводстве работники приобретали много заболеваний – дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и др. Коновал Л.Ю. взяли на работу именно как врача, чтобы она могла лечить работников, оказывать им первую медицинскую, оздоровительную, профилактическую и иную помощь лечебного характера. В ее подчинении находился еще один врач. Поскольку заболеваемость среди работников была очень высокая, то Коновал Л.Ю. непосредственно выполняла все необходимые процедуры, назначения, все необходимое Медицинское учреждение всегда было санаторием-профилакторием, так было указано и на вывеске, впоследствии при подготовке документов к лицензированию учреждение было переименовано в санаторий, но в его деятельности ничего не изменилось.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании дала аналогичные показания, дополнительно пояснила, что Коновал Л.Ю. направлялась на учебу для повышения квалификации для приобретения права вести лечение, диагностику и профилактику. На весь период работы Коновал Л.Ю. распространялось действие Положения о санатории-профилактории «Галос», оно было принято и утверждено сразу же после организации санатория.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

Решением по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе № 113/1 от 22.09.2011г. Коновал Л.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа работы в сельской местности, имеющийся стаж исчислен в количестве 23 года 0 месяцев и 22 дня (л.д. 17-21).

Коновал Л.Ю. оспаривает указанное решение в части невключения в специальный стаж периода работы с 19.07.1990г. по 31.03.1996г. в качестве заведующей лечебно-оздоровительным профилакторием РГПЗ «Красноармейский».

Согласно трудовой книжке Коновал Л.Ю. 19.07.1990г. она принята на должность заведующей лечебно-оздоровительного профилактория РГПЗ «Красноармейский», где и проработала до 31.03.1996г. (л.д. 13).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 утвержден Список, содержащий четкий перечень должностей и организаций, работа в которых включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. П. 2 указанного постановления предусматривает, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, утвержденных прилагаемым списком, независимо от ведомственной принадлежности учреждений.

В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-Ф3, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.

Общий трудовой стаж Коновал Л.Ю. составляет 26 лет 09 месяцев 00 дней, специальный – 23 года 0 месяцев 22 дня (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности и в городах), без учета оспариваемого периода.

Указанный период работы истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П.

Согласно Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года об утверждении Списка профессий и должностей работников лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, которым определено применение правил и норм для исчисления специального трудового стажа за период до 01.11.1999 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, независимо от наименования должности, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) независимо от ведомственной подчиненности учреждения.

Из чего следует, что при подсчете специального трудового стажа медицинским работникам за период до 01.11.1999 года, основанием для назначения пенсии является род деятельности, а не правовой статус и наименование учреждения, организации, с которым они состояли в трудовых отношениях.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 года признано не соответствующем Конституции РФ положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в части назначения льготных пенсий медицинским работникам только за работу в государственных и муниципальных учреждениях.

Из чего также следует, что врачи и средний медицинский персонал, должности которых предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, имеют право на досрочное назначение пенсии по старости за выполнение лечебной и иной работы по охране здоровья населения независимо от их возраста и от того, является ли учреждение, организация, предприятие, в котором эта деятельность осуществлялась, государственным, муниципальным или таковым не является при определенном стаже работы.

Согласно записи в трудовой книжке, в профилактории «Галос» Коновал Л.Ю. работала до 31.03.1996г., Постановление № 464 применялось до 31.10.1999г., следовательно, работа заведующей профилактория должна быть засчитана в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии как лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Согласно положению санатория-профилактория «Галос» санаторий-профилакторий является медицинским учреждением, предметом и целью деятельности которого является лечение и профилактика хронических неспецифических заболеваний органов дыхания, периферической нервной системы, аллергии (л.д. 44). Положение подписано Синельниковой (Коновал) Л.Ю., что подтверждает доводы истицы о том, что с момента создания и весь период ее работы медицинское учреждение являлось санаторием-профилакторием.

10.06.1999г. санаторий-профилакторий был переименован в санаторий «Галос», ему был присвоен статус медицинского учреждения.

Штатное расписание по санаторию «Галос» также позволяет судить о том, что его сотрудники занимались лечебной работой: в штате врачи, медицинские сестры, массажисты, санитарки (л.д. 47-52).

В должностные обязанности Синельниковой (Коновал) Л.Ю., как заведующей, входило осуществление приема пациентов, назначение и контроль за лечением, осуществление врачебной деятельности, консультирование тяжелых больных, находящихся на лечении в санатории-профилактории «Галос», оказание неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях (л.д. 53-55). Истица отвечала за обеспечение инфекционной безопасности пациентов, оказание врачебной помощи, выполнение требований санэпиднадзора, проведение санитарно-просветительной работы и т.д. Указанные обстоятельства в полном объеме подтверждаются свидетельскими показаниями ФИО2, ФИО1 Таким образом, Коновал Л.Ю., являясь заведующей, то есть врачом-руководителем, осуществляла врачебную деятельность. Как доказательство этого обстоятельства суд также учитывает, что Коновал Л.Ю., имея высшее медицинское образование (л.д. 139, 140), неоднократно повышала свою квалификацию врача в спорный период работы (л.д. 141-143).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что работа Коновал Л.Ю. в период с 19.07.1990г. по 31.03.1996г. в качестве заведующей лечебно-оздоровительного профилактория «Галос» РГПЗ «Красноармейский» подлежит зачету в специальный стаж, поскольку достоверно установлено, что учреждение, в котором работала истица в указанный период, являлось санаторием-профилакторием, то есть лечебно-профилактическим учреждением, так оно обозначено и в положении (л.д. 41), должностной инструкции (л.д. 53), штатных расписаниях (л.д. 49, 50). Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года об утверждении Списка профессий и должностей работников лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлен перечень работ и должностей, который включает в себя общий тип «лечебно-профилактические учреждения», поле поздними нормативными документами установлены наименования учреждений санаторий, санаторий-профилакторий. Кроме того, суд учитывает, что Коновал Л.Ю., являясь заведующей, то есть врачом-руководителем, осуществляла врачебную деятельность, в целом указанные обстоятельства дают основания считать исковые требования подлежащими удовлетворению.

При зачете периода работы в профилактории «Галос» специальный стаж истицы составит 30 лет 02 месяца 17 дней, т.е. требуемый специальный стаж 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу по смешанному стажу город + село ею выработан.

Исходя из этого, на момент подачи документов на назначение мне досрочной трудовой пенсии по старости – на 14.07.2011г. Коновал Л.Ю. имела требуемый стаж - 30 лет.

В соответствии с п. 10 Постановления № 25 Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г., форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Суд также вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный фонд, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 22.09.2011г. № 113/1 необходимо отменить, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж истицы.

При этом, суд полагает, что трудовая пенсия должна быть назначена истице с 14.07.2011г. – со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Коновал Ларисы Юрьевны удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края от 22.09.2011г. № 113/1в отношении Коновал Ларисы Юрьевны.

Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края включить в стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы Коновал Ларисы Юрьевны с 19.07.1990г. по 31.03.1996г. в качестве заведующей лечебно-оздоровительного профилактория РГПЗ «Красноармейский».

Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края назначить Коновал Ларисе Юрьевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 14.07.2011г. – со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.

Судья Е.В. Якубовская