Решение по иску прокурора Красноармейского района в интересах Кошелько Т. В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



К делу № 2-1663/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст.Полтавская 20 декабря 2011 года

Судья Красноармейского районного суда Линник А.В.

с участием помощника прокурора Подгорбунских Е.И.

представителя администрации МО Красноармейский район Егорова В.Г., начальника отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Красноармейский район Бонадысенко С.В.

при секретаре Глоба Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Красноармейского района в интересах Кошелько Татьяны Валерьевны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района Семенюта Г.В. обратился в суд с заявлением в интересах Кошелько Татьяны Валерьевны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обосновании заявленных требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению Кошелько Т.В. о защите нарушенных прав в части не предоставления ему вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проведения проверки установлено, что ее отец, ФИО1, умер 18.02.1987 года умер, мать ФИО2 умерла 12.12.2009 года. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Постановлением главы МО Красноармейский район от 04.02.2011 года за № 122 Кошелько Т.В. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 26.01.2009г. До настоящего времени Кошелько Т.В. не обеспечена жилой площадью, что нарушает его права, как лица, оставшегося без попечения родителей.

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе и по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Помощник прокурора Подгорбунских Е.И. поддержала заявленные требования по указанным основаниям и просит суд обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район предоставить Кошелько Т.В. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счёт средств бюджета Краснодарского края, в порядке очередности, установленной для данной категории лиц.

Привлеченные к участию в деле, представитель МО Красноармейский район Егоров В.Г. и начальник отдела по вопросам семьи детства администрации МО Красноармейский район Бонадысенко С.В. с доводами прокурора согласны частично.

В обосновании возражений Егоров В.Г. ссылается на то обстоятельство, что Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

При этом, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений.

Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях.

Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края.

Так же, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

По мнению представителя Егорова В.Г., требования в части обязания МО предоставить жилое помещение лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, не подлежит удовлетворению и приведет к ущемлению прав и интересов граждан указанной категории, принятых на учет для улучшения жилищных условий ранее, чем Кошелько Т.В., просит суд вынести решение с учетом данных замечаний.

Представитель департамента семейной политики Краснодарского края, Кошелько Т.В. в судебное заседание не явились, хотя уведомлялся надлежащим образом, с учетом мнения сторон, суд полагает рассмотреть иск прокурора в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что отец Кошелько Т.В., ФИО1, умер 18.02.1987 года умер, мать ФИО2 умерла 12.12.2009 года. Постановлением главы МО Красноармейский район от 04.02.2011 года за № 122 Кошелько Т.В. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 26.01.2009г. До настоящего времени Кошелько Т.В. не обеспечена жилой площадью, что нарушает его права, как лица, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений.

Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Законом Краснодарского края от 7 июня 2004г. N717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края.

Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Суд считает, что внеочередным предоставлением жилого помещения Кошелько Т.В. будут нарушены права по обеспечению жильём впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствии с Конституцией РФ.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статей 5 закона установлено следующее: «Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ установлено: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к Закону.

МО Красноармейский район в числе других наделено государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение обще краевого списка граждан, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона (в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края.

Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что бездействия МО Красноармейский район в данной части нельзя признать незаконными.

Вместе с тем, суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Кошелько Т.В. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установ­ленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гаран­тий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком оче­редности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муници­пального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию передан­ных государственных полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Красноармейского района Семенюта Г.В. в интересах Кошелько Татьяны Валерьевны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Кошелько Татьяне Валерьевне жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установ­ленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гаран­тий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком оче­редности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муници­пального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию передан­ных государственных полномочий.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы через Красноармейский районный суд.

Судья А.В.Линник