К делу №2-1674/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Станица Полтавская 15 декабря 2011 года Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М. с участием представителя истца по доверенности Быковой В.А., представителей Управления Пенсионного фонда российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Пальцевой О.Ф. и Кулешовой Ю.В. при секретаре Шкурихиной И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трутневой Ирины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07.11.2011 года № 138/11, УСТАНОВИЛ: Трутнева И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07.11.2011 года № 138/11. В судебном заседании истица свои требования поддержала. Пояснила, что 04 августа 2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края. Решением УПФ РФ в Красноармейском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Свой отказ органы пенсионного фонда мотивируют тем, что она не имеет необходимого стажа работы – 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа. С решением истица полностью не согласна, так как УПФ РФ в Красноармейском районе не включили в специальный стаж периоды работы: с 10.06.1983г. по 25.03.1985г. медицинской сестрой в хирургическом отделении войсковой части 01967, с 26.03.1985г. по 11.07.1985г. медицинским статистом горздравотдела, с 15.07.1985г. по 01.02.1993г. – старшей медицинской сестрой ясли-сада «Теремок». Свое решение ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе мотивировали тем, что войсковые части Перечнем не предусмотрены, статист не предусмотрен Списком, а периоды работы в детском саду не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как в соответствии со Списком от 06.09.1991 года № 464 и Номенклатурой от 03.11.1999 года № 395 ясли-сад не предусмотрен. Истица считает, что ей отказано не законно, так как её работа в спорный период неразрывно была связана с лечебной деятельностью. При зачете в медицинский стаж периода работы в яслях-саду детского комбината «Теремок», специальный стаж её лечебной деятельности составит 31 год 09 месяцев 10 дней, что вполне достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Поэтому не оспаривает включение через суд периодов работы в войсковой части и горздравотделе в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании представитель истца по доверенности Быкова В.А. исковые требования своего доверителя уточнила, суду пояснила, что изначально указанный вид пенсии именовался как пенсия за выслугу лет. Она была предусмотрена Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. Согласно ст.58 Закона было издано постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в разделе II. Перечня: «Врачи и другие медицинские работники» - были поименованы учреждения и организации, а так же должности, с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет. Детские ясли-сады перечислены как лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения, а в перечне должностей указаны медицинские сестры – все независимо от наименования должности. Пенсия назначалась за лечебную и иную работу по охране здоровья населения в перечисленных организациях всем медицинским работникам СССР независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений или организаций. Следовательно, за период работы с 15.07.1985г. по 01.02.1993г. медицинской сестрой ясли-сада «Теремок», при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должно быть применено Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 действовавшее до 01.10.1993г. Пунктом 6 данного постановления предусмотрено, что работник может обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от последнего места работы. Работая медсестрой яслей-сада, Трутнева И.В. постоянно поддерживала тесный контакт с детской поликлиникой. План профилактических прививок составлялся педиатрами, по этому плану она делала прививки, осматривая и допуская или делая медицинские отводы детей к прививкам. Ежемесячные отчеты по прививкам сдавала в детскую поликлинику. Обучающие семинары для медсестер детских дошкольных учреждений по неотложной помощи детям, по профпрививкам, по БЦЖ, постановки реакции Манту и др. проводились специалистами больницы. То есть по роду занимаемой должности она выполняла лечебную работу. Представитель ответчика по доверенности Пальцева О.Ф. с иском не согласна, суду пояснила, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан вынесено обоснованно, исключительно на нормах права, так как у истицы страховой стаж составил 30 лет 05 месяцев 27 дней, специальный стаж в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года составил 24 года 02 месяца 18 дней (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности). В судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. В обосновании пояснила, что на территории РФ пенсионное обеспечение до 01.01.2002 года регулировалось рамками закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Данный порядок применения норм подтвержден постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25. Следовательно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 года № 1397, принятое в целях реализации норм закона от 14.07.1956 года, не применимо при определении права на досрочную трудовую пенсию в рамках Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П. Следовательно, обжалуемое решение комиссии является законным и обоснованным. Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает следующее. В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу п.п.11 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста. Судом установлено, что страховой стаж Трутневой И.В. на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 04.08.2011 года составляет 30 лет 05 месяцев 27 дней, специальный - 24 года 02 месяца 18 дней (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности), без учета оспариваемого периода. Из трудовой книжки истицы следует, что в период с 15.07.1985г. по 01.02.1993г. она работала старшей медицинской сестрой яслей-сада «Теремок», осуществляла лечебную деятельность. Обжалуемым решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан вышеуказанный период работы истицы не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью. Суд полагает, что решение Комиссии не основано на законе. Указанные периоды работы истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П. Так, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе «Наименование учреждений и организаций» указаны детские ясли-сады, а в разделе «Наименование должностей» предусмотрены медицинские сестры – все независимо от наименования должности. При этом они поименованы как лечебно-профилактические учреждения в разделе «Врачи и другие медицинские работники». Должность медицинской сестры соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Судом установлено, что истица в указанные периоды, будучи медицинской сестрой, фактически осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о работе, содержащимися в её трудовой книжке, дипломом. Таким образом, период работы истицы с 15.07.1985 года по 01.02.1993 года в качестве медицинской сестры детского ясли-сада «Теремок» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет. Доводы представителя ответчика о том, что Постановление Совмина СССР 17.12.1959 года № 1397 не может быть применено при оценке пенсионных прав Трутневой И.В., суд не может принять во внимание, поскольку по смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, либо умаляющий их права, обратной силы не имеет. При таких обстоятельствах нельзя признать правомерными действия Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе в отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости Трутневой И.В. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. При включении данного периода в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, стаж истицы на момент подачи заявления в УПФ РФ в Красноармейском районе составил 31 год 09 месяцев 10 дней, что соответствует требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года и дает право истице на получение пенсии. При этом суд не подвергает сомнению правильность исчисления специального стажа работы в соответствии с представленной в материалы дела таблицей. Таким образом, суд находит требования Трутневой И.В. законными, обоснованными, исследованными и подтвержденными совокупностью доказательств, поэтому считает возможным их удовлетворить в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Трутневой Ирины Владимировны удовлетворить. Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края № 138/11 от 07.11.2011 года в отношении Трутневой Ирины Владимировны. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края включить в стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы: с 15.07.1985 года по 01.02.1993 года в должности старшей медицинской сестры детского ясли-сада «Теремок» в календарном исчислении. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края назначить Трутневой Ирине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 04.08.2011 года – со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд. Судья И.М.Фойгель