Решение по иску Кравченко С. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан



К делу №2-1667/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 15 декабря 2011 года

Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М.

с участием представителя истца по доверенности Быковой В.А.,

представителей Управления Пенсионного фонда российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Пальцевой О.Ф. и Кулешовой Ю.В.

при секретаре Шкурихиной И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Светланы Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.11.2011 года № 153/1,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.11.2011 года № 153/1 и назначении ей пенсии по старости с 26 октября 2011 года.

В судебном заседании истица свои требования поддержала, просила суд признать решение комиссии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 01.09.1988 г. по 27.07.1990г. медицинской сестрой хирургического отделения ЦРБ и с применением льготы за работу в сельской местности как 1 год за 1 год и 3 месяца с 12.10.1990 г. по 31.10.1999 г. медицинской сестрой Староджерелиевской участковой больницы, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе – с 26 октября 2011 года.

Представитель истицы по доверенности Быкова В.А. требования своей доверительницы поддержала, в обоснование пояснила, что решением комиссии от 29.11.2011 года Кравченко С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Отказ мотивирован тем, что истица не имеет необходимого стажа работы 25 лет. В специальный стаж периоды её работы в должности медицинской сестры хирургического отделения в сельской местности с 01.09.1988 г. по 09.12.1988г. включены только с применением одной льготы – 1 год работы учтены за 1 год и 6 месяцев. Период работы в должности медицинской сестры Староджерелиевской участковой больницы с 12.10.1990 г. по 31.10.1999 г. включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном порядке. Отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет также исчислены в календарном порядке. С решением комиссии не согласны по следующим основаниям.

Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию, руководствовалось подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, в соответствии с которым право на пенсию наступает при наличии специального стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не менее 25 лет в сельской местности или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Кроме того, ответчик указывает о необходимости применения действующего на сегодняшний день Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работу, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» с указанным списком и правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим постановлением. При этом льготный порядок исчисления стажа работы Кравченко С.В. применен, однако у неё отсутствует требуемый стаж не менее 25 лет.

Пунктом 12 статьи 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

При определении права истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за спорный период ответчик должен руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 – которое применяется к стажу работы до 31 октября 1999 года;

Пунктом 2 указанного Постановления установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу медицинской сестрой отделения хирургического профиля – 1 год за 1 год и 6 месяцев. При этом не предусмотрено каких-либо ограничений по применению двух льгот одновременно, как за работу в сельской местности, так и за работу в отделениях хирургического профиля.

Однако ответчик исчисление сроков выслуги за работу в отделении хирургического профиля производит лишь с применением одной наибольшей льготы, льготу за работу в сельской местности не применяет ни к одному периоду.

Стаж работы в сельской местности исчисляется в календарном порядке только после 1 ноября 1999 года в соответствии с изменениями, принятыми постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3).

Отказывая истице в льготном исчислении стажа, ответчик нарушает требования ст. 4 ГК РФ, которой предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Это же право определено п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.2005г. № 25, которым предусмотрено: «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов».

До настоящего времени не принято Федерального закона, который бы отменил льготное исчисление выслуги медицинским работникам за работу в сельской местности за период работы до 1 ноября 1999 года.

В указанных выше нормативных актах нет конкретного указания о запрете применения этих льгот одновременно, наоборот, законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учитывая, что управление Пенсионного Фонда не имеет права отказать истцу в предоставлении указанных законодательством гарантий, истец имеет право на применение и той и другой льготы.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 10.12.88 года – 06.04.89 год и период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 07.04.89 года – 27.07.90 год также должны быть засчитаны с применением обеих льгот, как и период работы, предшествующий отпуску по беременности и родам и отпуску по уходу за ребенком до полутора лет.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 14.12.93 года – 09.04.94 год должен быть засчитаны с применением льготы за работу на селе, как и период работы, предшествующий отпуску по беременности и родам.

Постановление № 464 не предусматривает исчисление периодов декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком в календарном порядке. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. В установленном порядке выдается листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

До 06.10.1992г. – т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.92г. № 3543-1 отпуск по уходу за ребенком включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

Представитель ответчика управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Пальцева О.Ф. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. В обосновании пояснила, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1991 года № 464, на которое ссылается истица и её представитель, не предусмотрено сложение двух льгот, а поскольку в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, спорный период засчитывается истице с применением наибольшей льготы.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив материалы дела, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает следующее.

В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

Из материалов дела следует, что в период с 01.09.1988 г. по 09.12.1988г. Кравченко С.В. работала медицинской сестрой хирургического отделения Красноармейской ЦРБ. Указанный периоды истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П

Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, которое применяется до 31 октября 1999 года, установлена льгота за работу в сельской местности: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и за работу в отделении хирургического профиля: 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Таким образом, периоды работы истицы с 01.09.1988 г. по 09.12.1988г. в качестве медицинской сестры хирургического отделения, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Доводы представителя ответчика о том, что Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не предусмотрено сложение двух льгот, а в сфере пенсионного законодательства действует принцип, что не предусмотрено законом, то не разрешено, является несостоятельным.

Российское законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Вышеуказанное Постановление не запрещает применять одновременно две льготы, следовательно, оснований для отказа Кравченко С.В. в удовлетворении исковых требований в указанной части у суда нет.

Так же судом установлено, что в период с 10.12.1988 года по 06.04.1989 года, с 14.12.1993 года по 09.04.1994 года Кравченко С.В. находилась в отпуске по беременности и родам. С 07.04.1989 года по 27.07.1990 в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 28.07.1990 года по 11.10.1990 года в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, следует, что в стаж работы включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, которое оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

По действующему законодательству отпуск по беременности и родам приравнивается к работе, в период которой он предоставлялся, исчисление периодов таких отпусков следует производить в таком же порядке, как и работу, в период которой предоставлен этот отпуск. Учитывая, что отпуск предоставлен Кравченко С.В. в период её работы в Красноармейской ЦРБ в должности медсестры отделения хирургического профиля, он должен быть исчислены с применением двух льгот: 1 год работы необходимо учесть за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности и за 1 год и 6 месяцев – за работу в отделении хирургического профиля. Отпуск, предоставленный в период работы медсестрой Староджерелиевской участковой больницы – с применением льготы за работу в сельской местности как один год за один год и три месяца.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 года № 156/10-30 и разъяснением № 7/10-30 от 06.07.1982 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», пунктом 6 предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 29.11.2011 года № 153/1 необходимо признать незаконным, обязать ответчика включить спорный период с 01.09.1988г. по 27.07.1990г. в специальный стаж истицы с применением двойной льготы. С 12.10.1990 г. по 09.04.1994г. и с 03.09.1995 г. по 31.10.1999 г. с применением льготы за работу в сельской местности как.

При этом суд полагает, что трудовая пенсия должна быть назначена истице с 26.10.2011 года, так как на момент подачи заявления о назначении ей пенсии специальный стаж составил 25 лет 02 месяца 07 дней.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кравченко Светланы Валерьевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Красноармейском районе Краснодарского края от 29.11.2011 года № 153/1.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края включить в специальный стаж Кравченко Светланы Валерьевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы:

- с 01.09.1988 г. по 09.12.1988г., с 10.12.1988 г. по 06.04.1989г., с 07.04.1989 г. по 27.07.1990 г. в качестве медицинской сестры хирургического отделения Красноармейской ЦРБ с применением двойной льготы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев;

- с 12.10.1990г. по 13.12.1993г., с 14.12.1993г. по 09.04.1994г., с 03.09.1995г. по 04.03.1996г., с 08.03.1996г. по 31.10.1999г. в качестве медицинской сестры Староджерелиевской участковой больницы с применением льготы 1 год работы в сельской местности за один год и 3 месяца.

Назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 26.10.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.

Судья Фойгель И.М.