к делу № 2-1618/11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст.Полтавская 13 декабря 2011 года Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Якубовская Е.В. с участием помощника прокурора Красноармейского района Киселевой И.С., представителя администрации муниципального образования Красноармейский район по доверенности Егорова В.Г. специалиста отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Красноармейский район Орловой А.Ю. при секретаре Кривенко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Красноармейского района в интересах Любина Сергея Владимировича о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением в интересах Любина С.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Киселева И.С. исковое заявление поддержала, в обоснование требований пояснила следующее. Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению Любина С.В. о защите нарушенных прав в части не предоставления ему вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Любин С.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по <адрес>, где и проживает. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо по окончанию военной службы, либо после возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Постановлением главы МО Красноармейский район от 08.09.2011 г. № 1118 Любин С.В. поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 05.09.2011 г. До настоящего времени Любин С.В. не обеспечен жилой площадью, что нарушает его права, как лица, оставшегося без попечения родителей. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе и по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район предоставить Любину С.В. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счёт средств бюджета Краснодарского края. Представитель МО Красноармейский район по доверенности Егоров В.Г. в судебном заседании пояснил, что администрацией муниципального образования принимаются все возможные меры к обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 1.3 Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Так же, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. Просит суд отказать в удовлетворении требований. Специалист отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Красноармейский район Орлова А.Ю. в судебном заседании согласилась с доводами представителя администрации муниципального образования Красноармейский район, дополнительно пояснила, что в районе ведется постоянная и планомерная работа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Если раньше в очереди находились граждане, поставленные на очередь с 2000 года, то на настоящий момент имеется 62 очередника и все эти граждане состоят в очереди не позже, чем с 2009 года. В районе за счет субвенций из краевого бюджета построен тридцатиквартирный дом для детей-сирот, более того, за счет средств районного бюджета эти квартиры были обставлены, обеспечены посудой, предметами обихода и бытовой техники. В удовлетворении иска просит отказать, так как раньше, чем на это будут выделены средства из краевого бюджета, ни не смогут приобрести или построить необходимое количество жилых помещений. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению Любина С.В. о защите нарушенных прав в части не предоставления ему вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Любин С.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по <адрес>, где и проживает. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо по окончанию военной службы, либо после возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Постановлением главы МО Красноармейский район от 26.05.2011 г. № 663 Герасимов А.А. поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 16.05.2011 г. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений. Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Законом установлено, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004г. N 805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Законом Краснодарского края от 7 июня 2004г. N717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" определен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных расходов, а так же обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статей 5 закона установлено следующее: «Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ установлено: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к Закону. МО Красноармейский район в числе других наделено государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение обще краевого списка граждан, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона (в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. Уполномоченным органом в указанной области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007г. N1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края" является департамент семейной политики Краснодарского края. Кроме того, в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годов», «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов» департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд полагает, что несмотря на принимаемые меры, необходимо обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Любину С.В. (по мере наступления его очереди в общем списке) жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Красноармейского района в интересах Любина Сергея Владимировича о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Любину Сергею Владимировичу жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии с муниципальным списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Красноармейский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы через Красноармейский районный суд. Судья