Решение по иску Соколянской Л.А. к УПФ РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения



Дело № 2-103/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Полтавская 23 января 2012 года

судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Якубовская Е.В.

с участием истицы Соколянской Л.А., ее представителя по доверенности Быковой В.А.,

представителей ответчика управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Кулешовой Ю.В.,

при секретаре Кривенко Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколянской Ларисы Александровны к управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе,

У С Т А Н О В И Л:

Соколянская Л.А. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В судебном заседании Соколянская Л.А. иск поддержала, в обоснование требований пояснила следующее.

Истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ГУ – УПФ РФ в Красноармейском районе от 23.12.2011г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Свой отказ пенсионный фонд мотивировал тем, что для назначения указанной пенсии она не имеет необходимого стажа работы – 25 лет в сельской местности, поскольку исчисление выслуги лет отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.12.1991г. по 05.10.1992г. произведено в календарном порядке, хотя она работала до предоставления указанных отпусков медсестрой в детском отделении, в сельской местности. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 утверждены разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» № 23/24-11 от 29.11.1989 года. Пунктом 7 этого Постановления предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Поскольку эта норма права действовала на момент ее работы и предоставления декретного отпуска, то считает, что при исчислении стажа ее необходимо применить. Нигде в законодательстве прямо не запрещено исчисление отпусков по уходу за ребенком в льготных размерах, считает, что ответчик вольно толкует указанную норму, чем нарушает ее право на досрочное пенсионное обеспечение.

Просит отказ признать незаконным, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения с соответствующим заявлением.

Представитель ответчика по доверенности Кулешова Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, просила учесть, что в норме, которую приводит истица, речь идет о другой правовой ситуации и она применяется при исчислении общего непрерывного стажа работы. Считает, что истица неверно толкует норму права, в связи с этим считает отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости законным, поскольку отсутствует необходимый для этого стаж работы.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы истца и ответчика, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется п.п. 20 п. 1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

При этом пунктом 12 статьи 30 данного закона, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Это же правило определено п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.2005г. № 25, которым предусмотрено: «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов».

С 01.08.1988г. и по настоящее время Соколянская Л.А. работает в должности медицинской сестры детского и акушерского отделений, в связи с чем стаж работы истицы до 31.10.1999г. должен быть исчислен с применением льготы за работу на селе.

Однако ответчик при исчислении периода нахождения в отпуске по беременности и родам (декретный отпуск) с 06.12.91г. – 04.04.92г. (03 мес. 30 дней) и период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 05.04.92г. – 05.10.92г (06 мес. 01 день) исчислен в календарном порядке.

Постановление № 464 не предусматривает исчисление периодов декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком в календарном порядке. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (информационное письмо от 04.11.2002г. № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 л.д. 46).

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. В установленном порядке выдается листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

До 06.10.1992г. – т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.92г. № 3543-1 отпуск по уходу за ребенком включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 утверждает разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» № 23/24-11 от 29.11.1989 года. Пунктом 7 этого Постановления прямо предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (л.д. 44).

В обжалуемом отказе, в настоящем судебном заседании ответчик не ссылается на какие-либо законодательные акты, опровергающие приведенное выше прямое указание о том, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Представитель ответчика поясняет, что содержание пункта 7 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» регулирует порядок исчисления общего непрерывного стажа, однако суд принимает при разрешении настоящего спора позицию истицы, поскольку она основана на прямом буквальном толковании приведенной нормы.

Исходя из перечисленного, суд приходит к выводу, что на момент подачи заявления о назначении пенсии - на 08.12.2011г. Соколянская Л.А. имела 25 лет специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Соколянской Ларисы Александровны удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Красноармейском районе от 23.12.2011г. в отношении Соколянской Л.А.

Обязать ГУ – УПФР в Красноармейском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении с применением льготы: 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды нахождения Соколянской Ларисы Александровны в отпуске по беременности и родам с 06.12.91г. – 04.04.92г. и период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 05.04.92г. – 05.10.92г, предоставленные ей в период работы медицинской сестрой детского отделения Красноармейской ЦРБ.

Назначить Соколянской Ларисе Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе – с 08 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Якубовская

Решение в окончательной форме принято 27 января 2012 года