К делу № 2-823/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2012 года ст. Полтавская
Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Никитина С.В.
при секретаре Ильиной О.В.
рассмотрев заявление Лях Натальи Александровны о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Лях Н.А. обратилась в Красноармейский суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Заявитель в своем заявлении указала, что она, Лях Н.А., является арендатором земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, площадь 508,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), согласно Договора № 1300003482 от 03.03.2010г. аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения (далее - Договор аренды), заключенного с муниципальным образованием Красноармейский район, в лице Управления муниципальной собственностью администрация муниципального образования Красноармейского района (далее - Управление).
На предоставленном ей земельном участке в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и договором аренды, возвела объект недвижимого имущества - хозяйственную постройку, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АК № 270047 от 15.03.2012 г.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации 17 марта 2012г. она обратилась в Управление с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
На ее заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка Управление письмом от 27.03.2012 г. за № 840 отказало ей в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок был предоставлен ей на условиях договора аренды для индивидуального жилищного строительства и строительство хозяйственной постройки не соответствует цели, для которой предоставлялся земельный участок - строительства индивидуального жилого дома.
Считает отказ Управления по вышеуказанным обстоятельствам незаконными по следующим основаниям.
Возведение капитальной хозяйственной постройки на предоставленном ей земельном участке не нарушает и не противоречит договору аренды, Градостроительному Кодексу Российской Федерации, градостроительному регламенту, таким образом, она является собственником строения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АК № 270047 от 15.03.2012г., расположенном на земельном участке, годящемся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, годящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Также в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, усмотренных законом.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, где назначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Положения п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ и п. 3 ст. 28 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержат императивные нормы, запрещающую отказ в предоставлении в собственность граждан юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, указанных в данной норме права и не подлежащих расширительному толкованию.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации не содержится такого основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, которое указало Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейского района.
Следовательно, доводы Управления неправомерны, нарушают законодательство Российской Федерации и не могут служить основанием для отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка.
Просит суд признать незаконным отказ Управления муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район о предоставлении земельного участка в собственность и в качестве способа восстановления нарушенного права обязать Управление муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район предоставить ей в собственность за плату земельный участок, площадь 508,00 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>
Представитель заинтересованного лица управление муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район по доверенности Дерявко Р.Н. и Егоров В.Г. в судебном заседании пояснили, что управлением муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район заявление о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка рассмотрено. Считают, что данное заявление не подлежит удовлетворению, так как земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, по результатам торгов, проведенных на основании постановления администрации муниципального образования Красноармейский район от 10 декабря 2009 № 2843 «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 1300003482, был предоставлен Лях Н.А. для индивидуального жилищного строительства с 03 марта 2010 года. Вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства. Существенными условиями проведения торгов и заключенного впоследствии договора аренды являются использование Участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
1 марта 2012 года за Лях Н.А. было зарегистрировано право собственности на хозяйственную постройку общей площадью 6,0 кв.м. назначение постройки нежилое. 17 марта 2012 года заявитель обратился в управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район с заявлением о предоставлении ей участка в собственность за плату. Учитывая, что участок был передан заявителю на условиях договора аренды для индивидуального жилищного строительства, а заявителем не выполнены обязательства по договору, так как строительство хозяйственной постройки, которая предназначена для вспомогательного использования, не соответствует цели, для которой предоставлялся земельный участок, а так же, принимая во внимание, что в силу ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение в собственность земельного участка зависит от наличия на нем зданий, сооружений, строений, для использования которых необходим испрашиваемый к выкупу земельный участок, то, при таких обстоятельствах, заявителю было правомерно отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Правомерность отказа так же подтверждается и сложившейся судебной арбитражной практикой, так например Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2008 г. № А74-99/2008-Ф02-3853/2008 отказывая обществу с ограниченной ответственностью «Лига Тур» в признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 23528 кв.м. в собственность за плату, суд исходил из того, что общество имеет право приобрести в собственность в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, земельный участок площадью 27,7 кв.м., что соответствует площади расположенного на нем здания проходная - домик сторожа.
Учитывая, что иные здания и сооружения на спорном земельном участке отсутствуют, а также принимая во внимание, что в силу ст. 36 ЗК РФ исключительное право общества на приобретение в собственность земельного участка зависит от наличия на нем зданий, сооружений, строений, для использования которых необходим испрашиваемый к выкупу земельный участок, апелляционный суд посчитал, что решение об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 23528 кв.м., на котором расположено одно нежилое здание площадью 27,7 кв.м., соответствует требованиям действующего земельного законодательства.
Выводы суда по делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
Как следует из п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие, в том числе, в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При таких условиях и исходя из содержания взаимосвязанных положений ст. 1, 33, 36 ЗК РФ суд, пришел к выводу о том, что на момент обращения общества в Департамент с соответствующим заявлением у него не возникло исключительное право на приватизацию всего земельного участка общей площадью 23528 кв.м.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ содержит исчерпывающий перечень требуемых документов для индивидуального жилищного строительства, а именно:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельностиполучение разрешения на строительство не требуется.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
Кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства отсутствует, разрешение на строительство администрацией Марьянского сельского поселения Красноармейского района не выдавалось, объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом на данном участке не построен.
Таким образом, у заявителя не возникло исключительное право на выкуп земельного участка площадью 508,00 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке ст. 36 ЗК РФ по льготной цене выкупа. Так же заинтересованные лица в судебном заседании пояснили, что кроме того имеется письмо главы администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района, что на земельном участке по адресу: <адрес> (арендатор Лях Н.А.) строения отсутствуют.
Выкупить часть земельного участка площадью 6,0 кв. м., заявитель не может, поскольку в силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Сформировать земельный участок для размещения и эксплуатации хозяйственной постройки невозможно, поскольку, кадастровая стоимость земельного участка площадью 508,00 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. составляет 259 095 рублей 24 копейки, в действиях заявителя усматривается намерение приобрести право собственности на земельный участок по льготной цене выкупа в размере 7 772 рубля. Таким образом, на основании изложенного, в целях недопущения причинения значительного ущерба публичным интересам муниципального образования Красноармейский район, руководствуясь ГК РФ, ГПК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ, просят суд в заявленных требованиях Лях Н.А. отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.01.2011 года Сычева Л.И. суду пояснила, что Лях Н.А. зарегистрировала свое право собственности на недвижимое имущество в виде нежилого помещения - хозяйственной постройки по адресу: <адрес> в соответствии с поданной ею декларацией об объекте недвижимого имущества, который носит заявительный характер, при этом, для регистрации право собственности технический паспорт не требуется. Так же дополнительно представитель третьего лица Сычева Л.И. пояснила, что при регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества никаких выездов по месту нахождения регистрируемого имущество не осуществляется. Просит суд принять решения на усмотрения суда.
Заслушав пояснения заявителя, заинтересованного лица, третьего лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что данное заявление удовлетворению не подлежит.
. В силу ст.56 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами.
Из материалов дела следует, что заявительница Лях Н.А. заключила договор аренды № 1300003482 от 03.03.2010 г. с муниципальным образованием Красноармейский район – управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район по адресу: <адрес> сроком на пять лет до 03.03.2015 г. Так согласно п. 1.1 и п. 1.2 данного договора аренда указано, что предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства и фактическое состояние земельного участка соответствует условиям договора и целевому назначению участка (л.д. 16-23). Согласно справки от 20.06.2012 г. № 903 выданной главой администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района усматривается, что разрешение на строительство по адресу: <адрес> арендатору Лях Н.А. не выдавалось (л.д. 31). Так же согласно письма от 21.06.2012 г. № 911 главы администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района, что на земельном участке по адресу: <адрес> (арендатор Лях Н.А.) строения отсутствуют (л.д.32).
Предоставленное заявителем свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в виде нежилой хозяйственной постройки по адресу: <адрес> не может являться основанием для приобретении земельного участка по льготе, поскольку данный объект не имеет технического паспорта, не является жилым помещением, а так же зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.03.2012 г. на основании ст. 25.2 ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» согласно декларации об объекте недвижимого имущества от 25.02.2012 г.(л.д. 15).
Так, согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках.
Однако, объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не указаны в статье 36 ЗК РФ наряду со зданиями, строениями как объекты, для цели эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок.
Так земельный участок предоставлен в аренду заявителю Лях Н.А. для индивидуального жилищного строительства сроком на пять лет до 03.03.2015 г. Доказательств, указывающих на то, что объект недвижимого имущества заявителем Лях Н.А. построен и сдан в эксплуатацию, а цель в соответствии с которой земельный участок был предоставлен в аренду, достигнута, материалы данного гражданского дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что управление муниципальной собственности администрации Муниципального образования Красноармейский район отказал правомерно Лях Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка до завершения строительства жилого дома и регистрации права собственности на жилой дом в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 255 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Лях Натальи Александровны о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение тридцати дней.
Судья С.В.Никитина