К делу №2-1023\12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2012 года ст. Полтавская
Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Буглак Ю.А.
с участием представителя истца по доверенности Быковой В.А.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе по доверенности Пальцевой О.Ф.
при секретаре Петровой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сапетченко Александра Васильевича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан
УСТАНОВИЛ:
Сапетченко А.В. обратился в суд с иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края (далее по тексту УПФ) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Быкова В.А. иск уточнила, при этом пояснила, что отказ в назначении Сапетченко А.В. досрочной трудовой пенсии по старости пенсионный фонд мотивировал тем, что он не имеет требуемого специального стажа работы по состоянию на 01.01.2001 года -16 лет 8 месяцев.
Не включен в специальный стаж периоды работы:
- с 01.08.1979г. по 01.02.1980г. (0л. 06м.01 д.) в должности инструктора физкультуры по работе с детьми ЖЭК-4;
- с 01.09.1980г. по 24.06.1984г. (03г.09м.23д.) обучение в Краснодарском государственном институте физической культуры;
- с 01.01.2001г. по 27.08.2009г. (08л.07м.27д.) в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Красноармейского района.
В связи с этим отсутствует требуемый стаж в соответствующих должностях и учреждениях, а следовательно, не выполнено одно из условий назначения досрочной трудовой пенсии по старости для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей: на 01.01.2001 года стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, должен составлять не менее 16 лет 8 мес.
Считает, что такая позиция Пенсионного фонда противоречит содержащемуся в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П положению о том, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ как в правовом и в социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Педагогическая деятельность осуществлялась Сапетченко А.В. с 01.08.1979 года, так как он работал в должностях, деятельность которых была полностью связана с физическим воспитанием детей. Статьей 4 Гражданского Кодекса РФ «О действии закона во времени» определено, что закон обратной силы не имеет, поэтому должны применяться нормативные правовые акты, действующие во время трудовых отношений. Однако ответчик нарушает указанную норму закона, применяя те нормы, которые действуют на сегодняшний день. Просит уточненные исковые требования удовлетворить, зачесть спорные периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика назначить Сапетченко А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением с 06.05.2010 года. От включения в стаж периода работы с 28.08.2009 года по 06.05.2010 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе отказываются. Кроме того, пояснила, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку на данные правоотношения распространяется общий срок исковой давности в 3 года, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
Истец Сапетченко А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель ответчика ГУ управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Пальцева О.Ф. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражала, считает, что обжалуемое решение комиссии вынесено в строгом соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства в области пенсионного обеспечения.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 право на установление досрочной трудовой пенсии у Сапетченко А.Вв соответствии с пунктом 12 Правил от 29.10.2002 года могут быть засчитаны в специальный стаж при выполнении определенных условий. Истцом не выполнено одно из условий – наличие стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2001 года в должностях и в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года. Специальный стаж работы Сапетченко А.В. на указанную дату составляет 15 лет 08 месяцев 29 дней. Исходя из этого в специальный стаж работы обоснованно не включены периоды работы после 01.01.2001 года. Кроме того, просит применить срок исковой давности ввиду того, что выписка из протокола была получена Сапетченко А.В. 16.05.2010 года, однако в суд обратился только 26.07.2012 года, в то время как ст. 256 ГПК РФ предусматривает 3-х месячный срок обращения в суд. В связи с изложенным в удовлетворении уточненных исковых требований просит отказать.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителя истца и ответчика, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Из материалов дела усматривается, что истец Сапетченко А.В. не менял выполняемые функции за весь период своей трудовой деятельности с 01.08.1979 года и по настоящее время занимается педагогической деятельностью в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе ДЮСШ Муниципального образования Красноармейский район.
Так, в период с 01.08.1979г. по 01.02.1980г. (00л. 06м.01 д.) Сапетченко А.В. работал в должности инструктора физкультуры по работе с детьми ЖЭК-4. Так, из представленных истцом документов – архивной справки Евпаторийского городского совета № 2048\03-12 от 06.12.2011 года усматривается, что истец был принят на должность инструктора физкультуры по работе с детьми ЖЭК-4 (л.д. 23).
В период времени с 01.09.1980 года по 24.06.1984 года Сапетченко А.В. проходил обучение на дневном отделении Краснодарского государственного института физической культуры (л.д.24).
В период времени с 01.09.1984 года по 01.02.1986 года истец работал в должности учителя физкультуры в средней школе №1 ст. Калининской Краснодарского края.
В рассматриваемые периоды времени нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии с п. 4 названного Положения, период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что пенсии, назначаемые гражданам в связи с их трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны и заслужены предшествующим трудом, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав Сапетченко А.В. в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из того, что работа в качестве инструктора физкультуры по работе с детьми ЖЭК-4 в период с 01.08.1979 года по 01.02.1980 годы, а также период обучения в Краснодарском государственном университет физической культуры с 01.09.19080 года по 24.06.1984 года подлежит включению в специальный стаж.
Кроме того, подлежит включению в специальный стаж для назначения истцу льготной пенсии период работы в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Красноармейского района с 01.01.2001 года по 27.08.2009 года, поскольку указанная деятельность подтверждается записями в трудовой книжке.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Все документы, приведенные выше, предоставлены истцом суду в подлинниках и непосредственно исследованы в судебном заседании.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 6.12.2001г. № 310 действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55 названного закона).
Какие-либо категории педагогических работников не могут ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учебного заведения либо его неверного наименования.
Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.
Таким образом, приведенные периоды работы истца являются периодами педагогической деятельности и подлежат включению в стаж работы.
Поскольку судом достоверно установлено, что на 1 января 2001 года у истца имеется необходимый стаж работы, то последующие периоды работы с 01.01.2001 года и до настоящего времени подлежат зачету в стаж работы по педагогической профессии, который на момент обращения истца за назначением пенсии составил 29 лет 5 месяцев и 1 день, то есть более требуемых 25 лет.
Таким образом, обжалуемым решением, принятым ответчиком нарушено установленное ст. 39 Конституции РФ право истца на пенсионное обеспечение, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем уточненные требования подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен 3- месячный срок для обращения в суд является несостоятельным, поскольку требования лица, просившего включить в льготный стаж для назначения пенсии периодов работы, зависят от характера правоотношений из которых вытекают требования лица, обратившегося за судебной защитой. В данном случае истцом подано исковое заявление о признании права на досрочное назначение льготной пенсии по старости, то есть к данным правоотношениям применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сапетченко Александра Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе Краснодарского края от 16 мая 2010 года № 84\4.
Возложить обязанность на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края включить в специальный льготный стаж Сапетченко Александра Васильевича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:
с 01.08.1979 года по 01.02.1980 года работа в должности инструктора физкультуры по работе с детьми ЖЭК-4; с 01.09.1980 года по 24.06.1984 года учеба в Краснодарском государственном институте физической культуры; с 01.01.2001 года по 27.08.2009 года работа в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Красноармейского района и назначить Сапетченко Александру Васильевичу досрочную трудовую пенсию по старости с 06.05.2010 года, то есть с момента обращения в УПФ РФ в Красноармейском районе за ее назначением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд через Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.08.2012 года.
Судья: