К делу № 2-1086 /2012 г.
Решение
Именем Российской Федерации
ст. Полтавская 4 сентября 2012 г.
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Линник А.В.,
при секретаре Глоба Н.А., адвоката Батраковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзовой Евдокии Ивановны к Администрации Муниципального образования Красноармейский район о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана ВОВ,
Установил:
Борзова Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования Красноармейский район о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана ВОВ.
В судебном заседании представитель Борзовой Е.И. по доверенности Борзов В.П. иск поддержал, суду пояснил, что его мать, Борзова Евдокия Ивановна, является участником Великой Отечественной Войны. Его отец также участник ВОВ умер в 1973 году. На протяжении всей жизни матери вместе с отцом приходилось проживать на съемных квартирах по всей стране. После смерти отца мать Борзова Е.И. живет у него.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 №30 п.1 поручено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право па соответствующую социальную поддержку участники ВОВ имеют право на обеспечение жильем. Аналогичная норма закона содержится в ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5 - ФЗ « О ветеранах», за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.4 ст. 14 ФЗ № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 06.05.2010г. №79-ФЗ) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки путем обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 марта 2005 года, инвалиды боевых действий. нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления па основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В 2010 году Борзова Е.И. обратилась в администрацию муниципального образования Красноармейский район с письменным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании положений ФЗ № 5 от 12.01.1995 года » О ветеранах». Постановлением МО Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. в принятии ее на учет отказали, сославшись на то, что она обеспечена площадью жилого помещения выше учетной нормы. На территории МО Полтавское сельское поселение Красноармейского района учетная норма установлена в размере 11 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Борзова Е.И. зарегистрирована и проживает в жилом доме, общей площадью 69.7 кв.м., принадлежащем ему на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес>, в котором также проживают его супруга -ФИО1 и дочь - ФИО2, членом его семьи не является. Своего жилья мать в собственности не имела и не имет.
При этом администрацией МО Красноармейский район не учтены важные обстоятельства: в домовладении имеются две жилых комнаты, в одной из которых проживает он со своей супругой ФИО1, в другой – его взрослая дочь ФИО2 В связи с этим Борзова Е.И. вынуждена проживать в стесненных условиях, в комнате общей площадью 8,8 кв.м.. которая является кладовой. Дом без удобств: нет ванной комнаты и туалета, что значительно усложняет ее проживание. В преклонном возрасте, ей, инвалиду, ветерану ВОВ необходим покой, условия для нормального отдыха и ухода за собой. Просит признать незаконными действия администрации муниципального образования Красноармейский район, выразившиеся в издании постановления администрации МО Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении». Отменить постановление администрации МО Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении». Признать Борзову Евдокию Ивановну нуждающейся в жилом помещении, и обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район принять Борзову Евдокию Ивановну на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика по доверенности Пименова Ю.А. с иском не согласна, суду пояснила, что заявление Борзовой Е.И. о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией муниципального образования Красноармейский район рассмотрено. Считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Борзова Е.И в качестве члена семьи зарегистрирована по месту жительства в доме № по <адрес>, общей площадью 69,7 кв. метра. Указанный дом принадлежит на праве собственности сыну заявительницы -Борзову В.П. В данном жилом помещении зарегистрировано всего четыре человека.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением администрации Полтавского сельского поселения на территории муниципального образования Полтавское сельское поселение Красноармейского района учетная норма установлена в размере 11 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Доводы заявителя о том, что она проживает в помещении, являющемся кладовой, не должны быть приняты судом во внимание, так как, при определении нуждаемости берется в учет общая площадь жилого помещения.
В связи с тем, что Борзова Е.И. обеспечена площадью жилого помещения выше учетной нормы, постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район от 19 апреля 2010 года № 895 «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу действующих норм закона отсутствие права собственности на жилое помещение не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, если он является членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано выше, в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы, у заявительницы не возникло право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Следовательно, обжалуемое постановление муниципального образования Красноармейский район соответствует закону.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Постановление администрации муниципального образования Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» было направлено заявительнице и получено ею 22.04.2010 года лично, что подтверждается почтовым уведомлением. Следовательно, срок на обжалование действий администрации муниципального образования Красноармейский район, выразившиеся в издании постановления администрации МО Красноармейский район № 895 от 19 апреля 2010 года « Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» заявительницей пропущен, в связи с чем также просит применить последствия его пропуска, предусмотренные ст. 199 ГК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает в удовлетворении иска отказать исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Борзова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном-участником ВОВ, инвалидом 2-ой группы бессрочно, имеет льготы и права, установленные ст. 14 « О ветеранах» и в качестве члена семьи зарегистрирована по месту жительства в доме № по <адрес>, общей площадью 69,7 кв. метра с 14.07.1981 года. Указанный дом принадлежит на праве собственности сыну заявительницы -Борзову В.П., который приобрел его на свое имя по договору купли-продажи от 31.08.1999 года у МП ЖКХ Красноармейского района. В данном жилом помещении всего зарегистрировано четыре человека. В соответствии со ст. 31 ч.1 ЖК РФ Борзова Е.И. является членом семьи собственника жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением администрации Полтавского сельского поселения на территории муниципального образования Полтавское сельское поселение Красноармейского района учетная норма установлена в размере 11 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Доводы заявителя о том, что она проживает в помещении, являющемся кладовой, не могу быть приняты судом во внимание, так как, при определении нуждаемости берется в учет общая площадь жилого помещения. Кроме того, согласно технического паспорта указанного дома, фактически комната площадью 8.8. кв.м. за № 4 как таковой «кладовой» не является, поскольку имеет отдельный вход, большое окно, центральное отопление. Кроме того, в данном доме кроме двух жилых комнат, имеются также отдельные комнаты №5 площадью 9.6. кв. м. и №6 площадью 12.2 кв.м., указанные в паспорте как прихожая и коридор.
В связи с тем, что Борзова Е.И. обеспечена площадью жилого помещения выше учетной нормы, постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район от 19 апреля 2010 года № 895 «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу действующих норм закона отсутствие права собственности на жилое помещение не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, если он является членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано выше, в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы, у заявительницы не возникло право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Следовательно, обжалуемое постановление муниципального образования Красноармейский район соответствует закону.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Постановление администрации муниципального образования Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» было направлено заявительнице и получено ею 22.04.2010 года лично, что подтверждается почтовым уведомлением. Следовательно, срок на обжалование действий администрации муниципального образования Красноармейский район, выразившиеся в издании постановления администрации МО Красноармейский район № 895 от 19 апреля 2010 года « Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» заявительницей пропущен, в связи с чем также подлежит применить последствия его пропуска, предусмотренные ст. 199 ГК РФ, оснований для восстановления срока исковой давности суду не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст.199 ГК РФ, ст. 255,256, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Борзовой Евдокии Ивановны к Администрации Муниципального образования Красноармейский район о признании незаконными действий администрации муниципального образования Красноармейский район, выразившиеся в издании постановления администрации МО Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», отмене постановление администрации МО Красноармейский район № 895 от 19.04.10 г. «Об отказе Борзовой Е.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», признании Борзовой Евдокии Ивановны нуждающейся в жилом помещении, и обязании администрации муниципального образования Красноармейский район принять Борзову Евдокию Ивановну на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны- отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Красноармейский районный суд в апелляционном порядке течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В.Линник