№ 2-1158\12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2012 года ст. Полтавская
Красноармейский районный суд в составе:
судьи Красноармейского районного суда Кравченко Н. А.
с участием прокурора Лапшина О.И.
при секретаре Зыряновой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Красноармейского района в интереса неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий по ликвидации очага вируса африканской чумы с виней на территории свинотоварной фермы ООО «Краснодарский откормочный комплекс»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноармейского района Семенюта Г.В. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными бездействия администрации МО Красноармейский район.
В обосновании заявленного требования Семенюта Г.В. ссылается на то обстоятельство, что 26 июля 2012 года поступило заключение вирусологических исследований из ГУ «Кропоткинская зональная ветеринарная лаборатория», согласно которому в пробах, отобранных на свинотоварной ферме ООО «Краснодарский откормочный комплекс» ( далее Крок) 25 июня 2012 года, обнаружен антиген вируса африканской чумы свиней.
Постановлением главы МО Красноармейский район от 27 июля 2012 года № 813 на территории МО Красноармейский район введен режим чрезвычайной ситуации, утвержден план мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с заболеванием африканской чумой свиней на территории СТФ ООО «Крок», а также разработан график ветеринарно-санитарных, хозяйственных мероприятий по ликвидации очага заболевания.
Однако, в нарушение сроков, утверждённых указанным Графиком, а также Планом мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней до настоящего момента не проведены.
Так, вопреки п. 2 Графика до 3 августа 2012 года не произведено захоронение зольного остатка в траншею, не пересыпано место сжигания хлорной известью. Изгородь и предупреждающие знаки с надписью «Биологическая опасность» не установлены, не проведена уборка территории от сорной растительности, не уничтожен сжиганием весь малоценный инвентарь и деревянные конструкции.
Согласно п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 и п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения и муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения поселения и муниципального района.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
При этом, органы местного самоуправления Красноармейского района к администрации Краснодарского края за помощью не обращались.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1.5 – 1.7 Плана мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней ответственными лицами за проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации на свинотоварной ферме ООО «Краснодарский откормочный комплекс» являются глава МО Красноармейский район, глава Марьянского сельского поселения, ООО «Краснодарский откормочный комплекс» и ГБУ КК «Управление ветеринарии Красноармейского района».
При указанных обстоятельствах администрация МО Красноармейский район, администрация Марьянского сельского поселения, ООО «Краснодарский откормочный комплекс» и ГБУ КК «Управление ветеринарии Красноармейского района» ответственны за проведение работ по ликвидации очага вируса. Однако работы по ликвидации очага, общий срок завершения которых 10.08.2012 г., до настоящего момента не проведены.
Кроме того, органы местного самоуправления также обязаны за счёт своих средств принимать меры к предотвращению и ликвидации последствий биолого-социальной чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 3.11 ГОСТ Р 22.0.04-95 «Биолого-социальные чрезвычайные ситуации, термины и определения».
Таким образом, в случае распространения очага АЧС и заболевания животных, как в личных подворьях граждан, так и на свинотоварных фермах, может быть причинён тяжёлый экономический ущерб неопределённому кругу лиц.
Таким образом, бездействие ответчиков, по мнению прокурора, является незаконным, создаёт угрозу распространения вируса африканской чумы свиней, что может повлечь гибель животных и, как следствие, причинение имущественного вреда неопределённому кругу лиц, являющихся собственникам животных
Семенюта Г.В. просит суд признать незаконными бездействия ООО «Краснодарский откормочный комплекс», администрацию МО Красноармейский район, администрации Марьянское сельское поселение, ГБУ КК «Управление ветеринарии Красноармейского района» по ликвидации очага вируса африканской чумы свиней на территории свинотоварной фермы ООО «Краснодарский откормочный комплекс», расположенной в 2 км. от ориентира ст. Марьянской Красноармейского района и возложить обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и произвести работы по ликвидации очага вируса до 30.08.2012 г.
В судебном заседании помощник прокурора Лапшин О.И. поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель администрации МО Красноармейский район Ткачёва Д.В. с иском не согласна, суду пояснила, что образована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Ведомственной структурой расходов районного бюджета на 2012 год, утвержденной решением Совета муниципального образования Красноармейский район от 22 декабря 2011 гола № 32/11 на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в районном бюджете предусмотрена сумма в размере 450 тыс. руб.
Общая сумма затрат на проведение мероприятий по ликвидации АЧС в ООО «Крок» составила 517 тыс. руб.
ООО «Краснодарский откормочный комплекс» допущены ряд нарушений ветеринарного законодательства, что послужило причиной возникновения и распространения АЧС на территории района.
Незамедлительно после установления ГУ КК «Кропоткинская краевая ветиринарная лаборатория» диагноза африканская чума свиней на территории ООО «Краснодарский откормочный комплекс» постановлением администрации МО Красноармейский район от 27 июля 2012 года № введен режим чрезвычайной ситуации (акт об обнародовании № 16 от 17 августа 2012 года).
Утвержден план организационных, ветеринарно-санитарных и хозяйственных мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней и недопущению распространения инфекции на территории района.
Согласно утверждённого плана ответственным за исполнение возложена на администрацию муниципального образования Красноармейский район, ООО «Краснодарский откормочный комплекс» ГБУ «Ветеринарное управление Красноармейского района», администрации сельских поселений; отдел МВД РФ по Красноармейскому району; отдел государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» с четким распределением обязанностей каждого участника.
Во исполнение постановления главой МО Красноармейский район и начальником ГБУ «Ветуправление Красноармейского района согласован график ветеринарно-санитарных, хозяйственных мероприятий по ликвидации очага заболевания.
При этом ООО ««Крок» неоднократно игнорировал проведение мероприятий по ликвидации АЧС, что подтверждается имеющейся перепиской между ГБУ «Управление ветеринарии», Ветеринарной инспекцией, администрацией муниципального образования Красноармейский район, протоколами заседаний оперативного штаба по ликвидации последствий африканской чумы (всего – 47 заседаний).
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На ООО «Крок» возложены ряд мероприятий по ликвидации АЧС.
Администрацией МО Красноармейский район приняты необходимые меры к ликвидации последствий ЧС на территории района, выполнены все необходимые меры.
Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Глава Марьянского сельского поселения Исламова И.И. с доводами прокурора не согласна. В обосновании возражения Исламлва И.И. ссылается на то обстоятельство, что 26 июля 2012 года поступило заключение вирусологических исследований из ГУ «Кропоткинская зональная ветеринарная лаборатория», согласно которому в пробах, отобранных на свинотоварной ферме ООО «Краснодарский откормочный комплекс» 25 июня 2012 года, обнаружен антиген вируса африканской чумы свиней.
С учетом изложенного проведено заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Красноармейский район (протокол № 27-12 от 26.07.2012 г.). Решение комиссии было исполнено главой Марьянского сельского поселения Красноармейского района незамедлительно:
- 27 июля 2012 года на автомобильной дороге Темрюк-Краснодар-Кропоткин были установлены дезбарьеры; функционировали карантинно-полицейские посты;
- организована круглосуточная обработка проходящего транспорта;
- все полевые дороги на въездах и выездах из Марьянского сельского поселения перекопаны;
- организованы подворовые обходы.
Все жители Марьянского сельского поселения предупреждались об ответственности за нарушение требований ветеринарного законодательства: о запрете подворового убоя и несанкционированного перемещения животных, сокрытии информации о падеже.
Своевременное информирование населения о сложившейся ситуации, связанной с африканской чумой свиней, было проведено путем изготовления и незамедлительной доставки листовок.
Проведены все необходимые организационные, ветеринарно-санитарные и хозяйственные мероприятия. Для проведения механической очистки корпусов на ежедневно выделялись рабочие, общий объем финансирования мероприятий по ликвидации последствий африканской чумы свиней составил 535994,59 из бюджета Марьянского сельского поселения Красноармейского района.
В установленные сроки были выполнены все необходимые мероприятия согласно приятым решениям по ликвидации последствий африканской чумы свиней.
Начальник ГБУ КК «Управление ветеринарии по Красноармейскому району» Прядко А.А. с доводами прокурора не согласен.
В обосновании возражения Прядко А.А. ссылается на то обстоятельство, что должностные лица ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» не являются государственными ветеринарными инспекторами на основании ст. 4 Федерального закона РФ от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) Полномочия по осуществлению надзора, а также принятию мер, в случае нарушения законов ветеринарии возложены на отдел государственного ветеринарного надзора и контроля.
В плане-графике внутрихозяйственных мероприятий ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» указано, как орган, осуществляющий контроль за правильностью выполнения ветеринарных обработок и мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции. В случае нарушений пунктов, указанных в инструкции «О мероприятия по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» немедленно принимались меры в пределах полномочий, возложенных на государственные бюджетные учреждения, а именно оповещение всех контролирующих органов для принятия административных мер.
В компетентные органы неоднократно направлялись различные рекомендаций для предотвращения возникшей ситуации.
Однако руководством ООО «КрОК» до настоящего времени не принято никаких мер.
21 августа 2012 года направлены рекомендации № 1630, с целью приобретения руководством ООО «КрОК» необходимого количества дезинфектантов для проведения заключительной дезинфекции и дезинфекции почвы путем пересыпания хлорной известью.
4 сентября 2012 г. направлены рекомендации № 1769 ООО «Крок» о приобретении хлорной извести в количестве согласно инструкции по данному препарату и проведения работы по пересыпанию почвы с целью локализации очага в полном объеме.
При проведении ветеринарно-санитарных, хозяйственных мероприятий по ликвидации очага руководством «КрОК» предоставлено рабочего персонала 25 человек женщин, 3 единицы техники. Для 3-х кратной дезинфекции и пересыпания хлорной известью почвы было выделено 1200 кг. формалина и 2000 кг. хлорной извести, данное количество дезинфектантов хватило для 3-х кратной дезинфекции 2,5 корпусов и пересыпания почвы места утилизации и захоронения. Все остальные дезинфицирующие средства и производственные силы были предоставлены администрацией МО Красноармейский район и ГБУ «Ветуправление Красноармейского района».
В настоящий момент руководством ООО «Крок» по-прежнему не проведены мероприятия по проведению дезинфекции почвы хлорной известью.
Руководством ООО «Крок» нарушается «Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», где указано, что руководители неблагополучных по африканской чуме свиней хозяйств и учреждений выделяют технику и необходимое количество обслуживающего персонала.
В силу ст. 18 закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» указано, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Однако требования закона руководством «Крок» не выполняются.
Представитель ООО «Краснодарский откормочный комплекс» в судебное заседание не явился, хотя извещался надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Заявлений об отложении рассмотрения дела в суд не поступало. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.
Представители третьих лиц Отдела государственной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Управления ветеринарии Перевалов В.М., управления Россельхознадзова по Краснодарскому краю и республике Адыгея Фокин Д.А. с исковыми требованиями согласны в полном объёме.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.
Судом установлено, что согласно заключения вирусологического исследования ГУ «Кропоткинская зональная ветеринарная лаборатория» от 26 июля 2012 года на свинотоварной ферме ООО «Краснодарский откормочный комплекс», расположенного по адресу: 2 км от ориентира ст. Марьянская, Красноармейского района, Краснодарского края обнаружен антиген вируса африканской чумы свиней.
В соответствии с пунктом 34. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Согласно перечню затрат на проведение мероприятий по ликвидации АЧС только в ООО «Крок» составила 517 тыс. руб.
ООО «Крок» допущены ряд нарушений ветеринарного законодательства, что послужило причиной возникновения и распространения АЧС на территории района.
Постановлением администрации МО Красноармейский район от 27 июля 2012 года № введен режим чрезвычайной ситуации, акт об обнародовании № 16 от 17 августа 2012 года.
Согласно утверждённого плана ответственность за исполнение ликвидации чрезвычайной ситуации возложена на администрацию МО Красноармейский район, ООО «Крок», ГБУ «Ветеринарное управление Красноармейского района», администрации сельских поселений; отдел МВД РФ по Красноармейскому району; отдел государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» с четким распределением обязанностей каждого участника.
Во исполнение постановления главой МО Красноармейский район и начальником ГБУ «Ветуправление Красноармейского района согласован график ветеринарно-санитарных, хозяйственных мероприятий по ликвидации очага заболевания африканская чума свиней на территории ООО «Краснодарский откормочный комплекс», ст. Марьянской.
Согласно ч 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливающие полномочия органов местного самоуправления при ликвидации последствий ЧС.
При этом помимо полномочий органов местного самоуправления, закон устанавливает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 14), в том числе, организации обязаны:
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которым организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов, которые и используются для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Завершающий этап дезинфекции ООО «Краснодарский откормочный комплекс» не произведен, что препятствует снятию режима чрезвычайной ситуации на территории района
Судом установлено, что Марьянское сельского поселения провела ряд мероприятий, а именно: 27 июля 2012 года на автомобильной дороге Темрюк-Краснодар-Кропоткин были установлены дезбарьеры; функционировали карантинно-полицейские посты; организована круглосуточная обработка проходящего транспорта; все полевые дороги на въездах и выездах из Марьянского сельского поселения перекопаны; организованы подворовые обходы.
Во время проведения подворовых обходов все жители Марьянского сельского поселения предупреждались об ответственности за нарушение требований ветеринарного законодательства: о запрете подворового убоя и несанкционированного перемещения животных, сокрытии информации о падеже.
Своевременное информирование населения о сложившейся ситуации, связанной с африканской чумой свиней, было проведено путем изготовления и незамедлительной доставки листовок
Проведены все необходимые организационные, ветеринарно-санитарные и хозяйственные мероприятия. Для проведения механической очистки корпусов на ежедневно выделялись рабочие, общий объем финансирования мероприятий по ликвидации последствий африканской чумы свиней составил 535994,59 из бюджета Марьянского сельского поселения Красноармейского района.
В установленные сроки были выполнены все необходимые мероприятия согласно приятым решениям по ликвидации последствий африканской чумы свиней.
На основании ст. 4 Федерального закона РФ от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» не являются государственными ветеринарными инспекторами. Полномочия по осуществлению надзора, а также принятию мер, в случае нарушения законов ветеринарии, возложены на отдел государственного ветеринарного надзора и контроля.
В плане-графике внутрихозяйственных мероприятий ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» указано, как орган, осуществляющий контроль за правильностью выполнения ветеринарных обработок и мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции.
ГБУ «Ветуправление Красноармейского района» принимались меры в пределах полномочий, возложенных на государственные бюджетные учреждения, а именно оповещение всех контролирующих органов для принятия административных мер. Указанное обстоятельство подтверждается предоставленными суду доказательствами.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ответчики, кроме ООО «Крок» прияли все меры к ликвидации последствий очага африканской чумы. Однако до настоящего времени не решён вопрос о дезинфекции территории почвы фермы. Согласно предоставленного суду графика указанные работы возложены на ООО «Крок». Судом установлено, что ООО «Крок» не принимает никаких мер к устранению допущенных нарушений.
Поэтому суд полагает, что исковые требования прокурора необходимо удовлетворить частично и возложить обязанность на «Крок» устранить допущенные нарушения.
Суд полагает обратить решение к немедленному исполнению ввиду чрезвычайной ситуации, которая создаёт угрозу распространения вируса африканской чумы свиней, что может повлечь гибель животных и может угрожать здоровью людей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Красноармейского района удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия ООО «Краснодарский откормочный комплекс» по ликвидации очага вируса африканской чумы свиней на территории свинотоварной фермы ООО «Краснодарский откормочный комплекс», расположенный по адресу: 2 км от ориентира ст. Марьянская. Красноармейского района, Краснодарского края.
Обязать ООО «Краснодарский откормочный комплекс» устранить допущенные нарушения.
Данное решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы через Красноармейский районный суд.
Председательствующий -